В преддверии полувекового юбилея высадки человека на Луне я выпущу серию публикации об этом уникальном достижении. Никаких разоблачений мифов – только факты о миссии и подготовке ней. Статей будет четыре:
1. Хронология программы «Аполлон» с некоторыми важнейшими событиями.
2. Создание и устройство кораблей серии «Аполлон».
3. Создание и устройство ракеты-носителя «Сатурн-5».
4. Лунная программа СССР.
Поехали!
Всё началось в 1961 году. Холодная война в самом разгаре, а СССР намного впереди США в космической гонке. Советский Союз был первым во всём – первые спутник и животное в космосе, облёт Луны и фотография её обратной стороны, АМС к Венере и, само собой, первый человек в космосе. Ожесточённая конкуренция и послужила стимулом к рождению программы, призванной одним махом опередить соперника. И вот в мае 1961 года Джон Кеннеди заявляет о намерении осуществить высадку человека на Луне.
С этого момента началась проработка программы «Джемини» (как продолжение программы «Меркурий», завершившейся в 1963 году), в рамках которой разрабатывались пилотируемые космические корабли уже второго поколения (кораблями первого поколения были «Восток» и «Меркурий»). СССР запустили «Восход-1» на 6 месяцев позже «Джемини-1». Зато «Восход-1» был пилотируемым и это был первый полёт многоместного корабля, да ещё и осуществляли его космонавты без скафандров, но это тема для отдельной публикации.
Само собой, параллельно велась и разработка ракет-носителей. В частности, для запусков «Джемини» была модифицирована межконтинентальная баллистическая ракета Titan II. Её отличительной чертой было то, что в определённый момент пуска астронавты испытывали перегрузки 8,5g вместо стандартных 3,5-4g. «Джемини-1» был запущен 1 апреля 1964 года, спустя три года после объявления о начале программы. Это был беспилотный полёт, как и следующий, в январе 1965 года. На борту «Джемини-2» находились два манекена, имитировавшие дыхание и тепловыделение. В результате второго полёта были протестированы всё бортовое оборудование, система возвращения на Землю, начиная с теплозащитного экрана, заканчивая парашютной системой.
Только третий полёт по программе «Джемини» 23 марта 1965 года был пилотируемым, а первыми астронавтами в ней стали Джон Янг и Вёрджил Гриссом. Были проведены испытания всех систем, включая систему ручного управления, а также удобства скафандров.
Среди положительных моментов серии кораблей «Джемини» стоит отметить, что они были спроектированы по последнему слову техники с применением самых передовых на тот момент технологий. А вот из самых значительных недостатков стоит отметить тот факт, что эти корабли были невероятно тесными, поэтому многодневные полёты (до 14 дней) были самым настоящим испытанием для астронавтов. Но напомню, что все они были натренированными лётчиками-испытателями, которые прекрасно понимали, на что шли.
За время полётов по программе «Джемини» были протестированы и специальная диета, нацеленная на комфортную реализацию длительных полётов, и системы жизнеобеспечения, и огромное количество других систем. Пока американцы тестировали железо, готовясь к выходу в открытый космос, СССР снова их опередил. 18 марта 1965 года Алексей Архипович Леонов стал первым человеком в истории, вышедшим в открытый космос. Лишь спустя почти три месяца, 3 июня, Эдварт Уайт вышел в открытый космос с борта «Джемини-4». В августе того же года свой восьмидневный полёт совершил экипаж «Джемини-5», выполнив программу экспериментов не полностью, но успешно завершив миссию. При этом, экипаж красочно назвал её «8 дней в мусорном баке», отсылая к габаритам и откровенно плохо проработанной системе ассенизации.
Следующим был запущен «Джемини-7», экипаж которого побил на тот момент рекорд по пребыванию в космосе – 14 дней в тех максимально некомфортных условиях. Зато стало очевидным, что длительное пребывание в космосе не будет проблемой для астронавтов. Как вы заметили, «Джемини-6» был перенесён из-за неполадок на старте, получив наименование «Джемини-6а», который был запущен спустя 11 дней после 7-го, выполнив с ним первое в истории сближение на орбите Земли (минимальное расстояние составило всего 30 см друг от друга).
Помимо всего вышеописанного в программе «Джемини» была заложена отработка стыковки двух кораблей на орбите, что требовало сложнейших расчётов, точной навигации и отличной работы всех систем, включая системы ручного управления. Первая в истории стыковка корабля «Джемини-8» с ракетой-мишенью «Аджена» в ручном режиме была осуществлена Нилом Армстронгом и Дэвидом Скоттом. Сама стыковка прошла без проблем, а вот спустя 27 минут, как позже выяснилось, из-за неисправности одного из двигателей системы ориентации корабля, началось сильное вращение, в результате которого астронавты испытали колоссальную перегрузку. К счастью, всё закончилось хорошо, хотя миссию пришлось прервать раньше срока.
Во время полёта «Джемини-9а» (тоже перенесённый пуск) основной проблемой была попытка испытания реактивного ранца для маневрирования вокруг корабля в открытом космосе. Испытания прервали, так как даже подготовка ранца к работе оказалась невероятно изнурительной и плохо продуманной. В дальнейшем было ещё три миссии по программе «Джемини» в рамках которых решались самые разнообразные задачи для подготовки миссий на Луну. Сбоев и неполадок было довольно много, но каждая из них являлась отдельным шажочком на пути к огромной цели, помогая инженерам выявлять и устранять свои ошибки.
Я уже сказал, что параллельно с этой программой велась разработка ракеты-носителя, о которой я расскажу отдельно. Дополнительно велось изучение самой Луны автоматическими аппаратами Ranger, Surveyor и Lunar orbiter, которые искали места для посадок, исследовали грунт и условия на поверхности спутника Земли. Ну а сами астронавты не только принимали участие в программе «Джемини», но и непрерывно тренировались в симуляторах, учились прилуняться и отрабатывали самые разнообразные ситуации, которые могли бы с ними произойти.
Космические корабли «Союз» и «Аполлон» стали кораблями третьего поколения, предназначенными для полётов на Луну. Модели «Аполлонов» начали испытываться ещё с 1963 года. В 1966 году в рамках испытания ракеты-носителя были произведены два успешных беспилотных запуска с этими макетами и один без него. В самом начале 1967 года проводились испытания командного модуля модификации «Аполлона» «Блок-1» (версия для полётов на орбите Земли) для оценки его работоспособности на бортовом питании, которые состояли из проверки всех систем и набора стартовой готовности до момента пуска, который не предусматривался. К сожалению, система оказалась далека от совершенства. Испытания проходили очень медленно и с постоянными сбоями. Спустя 5,5 часов были зафиксированы сильные скачки напряжения, после чего в кабине начался пожар. Всего через 15 секунд модуль буквально лопнул от повышения давления. Только примерно через 5 минут команде спасения удалось открыть люки, но спасать было некого. Газ Гриссон, Эдд Уайт и Роджер Чаффи погибли, потеряв сознание из-за угарного газа ещё до взрыва.
Первой серьёзной проблемой была конструкция люка, нижняя часть которого открывалась внутрь, что оказалось невозможно сделать из-за повышения давления в кабине. А максимально быстрое распространение пожара стало возможным из-за того, что атмосфера в кабине состояла из чистого кислорода (для упрощения системы жизнеобеспечения) при давлении ниже атмосферного. Тот факт, что ни в «Меркуриях», ни в «Джемини» не возникло подобной проблемы является чистым везением. Следует отметить, что о проблеме специалисты знали, но сознательно шли на риск ради уменьшения веса корабля.
Из-за этой катастрофы пилотируемая программа, развивающаяся семимильными шагами, отсрочилась более, чем на полтора года. В итоге атмосфера в кораблях при взлёте была кислородно-азотной, обе части люка открывались наружу, материалы в кабине были заменены на негорючие, также, решили огромный ряд других проблем, а миссию, которая поспособствовала такому кардинальному пересмотру всей программы получила официальное наименование «Аполлон-1».
Далее были запуски AS-203 (второй беспилотный запуск ракеты «Сатурн-1Б» без корабля серии «Аполлон», но запущенный именно в рамках этой программы) и AS-202 (20-й старт по программе Аполлон, 2-й полёт корабля «Аполлон» на ракете-носителе «Сатурн-1Б»). Запуск был произведен позже AS-203 из-за задержки в изготовлении корабля.
В 1967 году была запущена первая беспилотная миссия, призванная испытать ракету-носитель «Сатурн-5» в связке с кораблём. Следующие два пуска (А5 и А6), во время которых проводились испытания самых разнообразных систем, как РН, так и корабля, также были беспилотными. Первым пилотируемым стал полёт «Аполлон-7» в октябре 1968 года, но в качестве РН использовалась «Сатурн-1Б». Так как СССР догонял США в лунной гонке, было принято рискованное решение отправить экипаж «Аполлон-8» для облёта Луны. На тот момент не был готов лунный модуль, который испытывали в рамках полёта «Аполлон-9», но первый в истории пилотируемый облёт Луны был совершён. Тогда же была сделана одна из самых знаменитых фотографий нашей планеты под названием «Восход Земли».
Астронавты «Аполлона-9» впервые пилотировали лунный модуль именно в его финальной конфигурации. За время миссии были отработаны все действия по сближению и стыковке.
«Аполлон-10» стал своего рода генеральной репетицией легендарной миссии. В NASA даже было принято решение не долить часть топлива, чтобы астронавты не решили рискнуть, поддавшись огромному соблазну стать первыми на Луне. За 8 суток полёта были решены все поставленные задачи.
И вот результатом этого тяжелейшего труда сотен тысяч человек на протяжении 8-ми лет стала первая в истории высадка человека на поверхности Луны 20 июля 1969 года. Я не буду повторять то, что уже есть и на этом, и на многих других гораздо более известных русскоязычных каналах.
Важен сам факт – человек был на Луне. После экипажа «Аполлона-11» ещё 10 человек побывали на Луне, выполнив самые разнообразные задачи. Были и просто интересные моменты, как, например, тот факт, что астронавты миссии А12 прилунились неподалёку от автоматического космического аппарата Surveyor-3, с которого были забраны часть деталей для анализа, а его камера сейчас хранится в Национальном музее воздухоплавания и астронавтики в Вашингтоне (National Air and Space Museum). Экипажу А13 не удалось совершить высадку из-за аварии, которая могла привести к гибели членов миссии, но всё обошлось и астронавты благополучно вернулись на Землю, так и не ступив на поверхность Луны. Про каждую следующую миссию вы легко найдёте огромное количество самой разнообразной информации.
Стоит отметить пару памятных трофеев, доставленных на Луну. Первый памятник под названием «Павший астронавт» представляет собой фигурку астронавта и табличку с Ф.И.О. 6-ти космонавтов СССР и 8-ми астронавтов США, которых не было в живых на тот момент. Ещё на месте первой высадки находится металлическая пластина с изображением полушарий Земли без обозначения границ государств и надписью «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну в июле 1969 года нашей эры. Мы пришли с миром от имени всего человечества».
Я обязательно буду и дальше рассказывать о самом интересном, так что подписывайтесь на канал, а также канал в Telegram, уютный чатик для дискуссий на научные темы и канал в YouTube, над которым я работаю. Спасибо, что читаете.