В 1982 году Джорджа Харрисона (George Harrison) постигло самое жестокое фиаско в карьере: альбом экс-битла "Gone Troppo" был буквально на клочки растерзан критиками и очень холодно принят публикой - продажи шли так слабо, что едва окупили расходы на запись. Статья в авторитетном журнале Rolling Stone гласила, что Харрисону "лучше удается финансировать фильмы, нежели быть музыкантом", а в родной Британии альбом со свистом пролетел мимо чартов. После чего впечатлительный Джордж, бормоча "харе Кришна", уполз в кусты зализывать раны. Зализывание продолжалось долгих четыре года, в течение которых Харрисон молчал, как партизан, усиленно занимаясь духовными практиками. Единственным проявлением его музыкальной активности в этот промежуток было сочинение саундтрека для фильма Shanghai Surprise, который продюсировала кинокомпания Джорджа - Харрисон не стал нанимать кого-то для работы, которую мог и сам выполнить. (Как все последователи Махариши, он был весьма бережлив). До кучи, Харрисон снялся в одном из эпизодов, изобразив певца в ночном клубе.
Но это было, конечно, не то, что могло удовлетворить уязвленное самолюбие музыканта. Все эти годы, повторяя мантры и сидя в позе лотоса, Харрисон мечтал о реванше, когда посрамленные критиканы будут ползать у его ног, а он с бесконечным смирением одарит их любовью, весь в белом и окруженный почитателями. Но мантры мантрами, а подходить к решению вопроса надо было серьезно, ведь ещё один провал мог похоронить музыкальную карьеру, закрепив за исполнителем ярлык "сбитого лётчика". После долгого чесания репы Джордж принял решение обратиться за помощью к приятелю Джеффу Линну (Jeff Lynne) - и вытянул таким образом козырного туза, обеспечившего удачу. Линн и сам являлся музыкантом от бога, обладателем горы хитов со своим Оркестром Электрического Света (ELO), одарённым сочинителем, опытным продюсером, и к тому же фанатом The Beatles. Когда Харрисон показал ему свои наброски для будущего альбома, Линн тут же включился в работу, фонтанируя идеями.
Обосновавшись в домашней студии Джорджа Friar Park, расположенной в одноименном старинном поместье, друзья с января по март 1987 г. занимались сочинительством и записью базовых треков. В августе на эти треки сделали необходимые наложения, и к ноябрю альбом был готов. В него вошли 11 песен. Харрисон хотел сделать всё по высшему разряду и аккомпанировал ему поистине звездный состав.
CLOUD NINE
Side one
- "Cloud 9" – 3:15
- "That's What It Takes" (Harrison, Jeff Lynne, Gary Wright) – 3:59
- "Fish on the Sand" – 3:22
- "Just for Today" – 4:06
- "This Is Love" (Harrison, Lynne) – 3:48
- "When We Was Fab" (Harrison, Lynne) – 3:57
Side two
- "Devil's Radio" – 3:52
- "Someplace Else" – 3:51
- "Wreck of the Hesperus" – 3:31
- "Breath Away from Heaven" – 3:36
- "Got My Mind Set On You" (Rudi Clark) – 3:52
George Harrison - lead vocals, electric and acoustic guitars, keyboards, synthesizer, autoharp, sitar, backing vocals
Jeff Lynne - bass, acoustic and electric guitars, keyboards, synthesizer, backing vocals
Eric Clapton - electric guitar on "Cloud 9", "That's What It Takes", "Devil's Radio" and "Wreck of the Hesperus"
Elton John - electric piano on "Cloud 9", piano on "Devil's Radio" and "Wreck of the Hesperus"
Gary Wright - piano on "Just for Today" and "When We Was Fab"
Jim Horn - baritone and tenor saxophones on "Cloud 9", "Wreck of the Hesperus" and "Got My Mind Set on You"
Ringo Starr - drums
Jim Keltner - drums
Ray Cooper - drums, percussion
Bobby Kok - cello
Для обложки альбома Джордж решил сфотографироваться с черной гитарой Gretsch 6128, которую он приобрел в Ливерпуле ещё в 1961 г. Гитара хранилась у старого камрада Клауса Формана (Klaus Voormann); после небольшой реставрации Харрисон, сияя улыбкой, взял инструмент в руки, и на свет появилась серия снимков человека, явно довольного жизнью - в соответствии с названием диска "Cloud Nine", английским аналогом русского "На седьмом небе".
Первой ласточкой харрисоновского камбэка стал сингл "Got My Mind Set On You", прилетевший в октябре 1987 г. прямо на вершину американского хит-парада. Это был кавер на старую песенку, записанную в 1962 г. американским исполнителем Джеймсом Рэем (James Ray). Сингл сопровождался видеоклипом, в котором Джордж делал обратное сальто, прыгая с кресла (на самом деле это был дублер). Кстати, распространенный образ Харрисона - скромняги, "тихого битла" и чуть ли не шаолиньского монаха - является в большой степени стереотипом: ливерпульский стиляга, отвязный рок-н-ролльщик и весельчак никуда не делся, только повзрослел и стал немного мудрее.
Через несколько недель вышел и сам альбом, встреченный именно так, как хотел Харрисон: похвалами критиков и восторгами слушателей. Десятое место в Англии и восьмое в США, платиновый статус - блистательное возвращение. Но главным было, конечно, не это. Замечательные песни, превосходно исполненные и записанные - вот что грело душу мастера.
Альбом стартует на полном газу: перекличка гитар Джорджа и Эрика Клэптона рождает ощущение мистики, а веский баритон саксофона не дает оторваться от реальности. Все это облечено в прекрасную мелодическую форму - впрочем, то же самое можно сказать о большинстве песен диска. Второй трек несет на себе огромную печать влияния Джеффа Линна, это практически ELO, только с голосом Харрисона и его фирменной гитарой. Далее следует шустрая Fish On The Sand, сменяющаяся задумчивой Just For Today, в которой Харрисон рассказывает, что живет одним днем, наслаждаясь им, и не старается решить одним махом все глобальные проблемы. Очень красивая, полная восточной мудрости композиция. Следом идет ещё одна жемчужина - This Is Love, идеальная поп-песня о любви, несущая радость и гармонию. Завершает первую сторону ностальгическая When We Was Fab, посвящение битловской молодости. На барабанах, конечно, старина Ринго, аранжировка в духе времен Сержанта Пеппера и Волшебного Путешествия, виолончель, психоделические эффекты, и ситар в концовке. Великолепно.
Вторая сторона. "Радио Дьявола" - гневная отповедь сплетникам, отравляющим жизнь порядочных людей, желтой прессе, радио и ТВ, разносящим грязные слухи. Эх, Джордж, это ты ещё интернет не застал с толпами любителей нагадить в публичном пространстве. Затем идет грустная баллада Someplace Else о разлуке и одиночестве, когда весь свет не мил и хочется сбежать куда-нибудь ещё. Тоску развеивает бодрая Wreck Of The Hesperus. "Крушение Гесперуса" - стихотворение американского классика Генри Лонгфелло, название которого стало нарицательным и обозначает человека, потерпевшего крах, того самого "сбитого летчика". Я не сокрушен, уверяет Харрисон, я - Китайская стена, Эйфелева башня и Гибралтарская скала в одном лице, и всякие змеи подколодные не смогут мне навредить. После такого заявления можно немного расслабиться и помедитировать - Breath Away From Heaven как будто создана специально для этого. Заканчивает альбом на мажорной ноте уже поминавшаяся Got My Mind Set On You. На поздних переизданиях можно услышать два бонус-трека - это песни из фильма Shanghai Surprise.
Вдохновленные успехом, Джордж Харрисон и Джефф Линн продолжили сотрудничество, создав супергруппу Traveling Wilburys с Бобом Диланом, Роем Орбисоном и Томом Петти. На фотографиях того времени Харрисон выглядит цветущим, счастливым и моложавым - кто мог бы тогда подумать, что Cloud Nine станет его последним прижизненным альбомом, а сам музыкант так рано покинет этот мир.
Не знаю, почему меня именно сейчас потянуло на этот альбом. Наверное, потому, что это очень летняя музыка - светлая, мелодичная и беззаботная. Спасибо, Джордж, за этот глоток радости в соленом море бытия. Ты всегда был моим любимым битлом.