Недавно прошел открытый вебинар на тему «Как и зачем рисуют круги в нейрографике. На эту тему по словам Павла Михайловича нужно говорить много, потому что это одна из важнейших тем с точки зрения качества рисования и экологии вопроса. Нейрографика работает. А все, что работает требует очень вдумчивого и внимательного отношения, постепенного осваивания.
Это инструмент, который мы осваиваем всем миром. И поэтому я сегодня с удовольствием хочу сказать, что сегодня весь наш класс посвящен одному важнейшему событию в жизни мирового нейрографического сообщества. Сегодня, именно в эти часы проходит первая американская конференция по нейрографике. То есть коллеги из Нью-Йорка организовали конференцию в США. Часть ее проходит на русском языке. Вторая половина будет проходить на английском языке. И все, кто сегодня сюда пришли, тоже участвуем в этой конференции. Поэтому у нас такое важное интернациональное событие. Поэтому пишите, что вас вдохновляет. Для меня счастье и вдохновение поокругляться. Вообще округление – это здоровая тема с точки зрения отдыха. С другой стороны, скруглить какие-то конфликты. Еще, с другой стороны, скруглить какую-то собственную фантазию, которая иногда бывает радикальной или может требовать какой-то социальной адаптации.
Сам я сегодня здесь с вами из Санкт-Петербурга. И мне интересно, сколько с нами сейчас коллег из США присутствуют. Сегодня у нас из-за условий конференции есть совсем немного времени, примерно 1 час 20 минут, которое я могу этому уделить, чтобы коллеги из США могли успеть как-то перевести дух после этого и настроиться перед своим выступлением на конференции.
Итак, для чего же рисуют круги в нейрографике?
Берите маркеры, листочки. Сейчас будем рисовать. Я переключаюсь на другую камеру. И дальше моя трансляция будет в основном графическая. И только под конец нашей встречи я снова выйду к вам лицом.
Этот год как-то красиво начался. Так много знаковых событий. Этот чистый белый снег навевает историю о чистоте, о порядочности, о безупречности. Зима – это время безупречности.
Итак, у нас есть белый лист, маркеры и знание нейрографики.
У каждого из присутствующих здесь есть знания нейрографики разной глубины и направления. Еще раз хочу напомнить, что суммарно нейрографика – это примерно 500 часов. Из которых 240 часов – это только инструкторский курс, который длится 9 месяцев. Поэтому знание это очень большое и богатое. И у этого знания есть свое основание, есть свой алфавит.
Графический алфавит в нейрографике состоит из 4-х знаков. С точки зрения отношения к психическому пространству человека – это круг, треугольник и линия. Эти знаки позволяют во всей полноте передать историю состояния человека по отношению к какой-либо теме.
Когда рисуют нейрографику, всегда есть какая-то тема, потому что нейрографика не является декоративным искусством. Но это искусство, которое обладает психическим содержанием.
В общем-то искусством можно назвать только то произведение, которое обладает своим психическим содержанием.
Психическое состояние отвечает на вопрос о том, какая тема будет поставлена в рисунке, что человеку в данный момент важно. Иногда тема может лежать на поверхности сознания. Но в глубине сознания, в бессознательном, может затаиться гораздо больше задач и проблем.
Тема нужна для того, чтобы как-то зацепиться за движение мысли и движение маркера. Это то, что волнует человека.
Например, что меня сегодня волнует? Я ведь тоже буду с вами сегодня рисовать. Меня волнует качество жизни, качество преподавания, обучения, коммуникаций людей, которые называют себя инструкторами нейрографики. И это не случайные люди. Это люди, которые делают очень много работы. И поэтому я сегодня буду рисовать на тему «инструктор нейрографики». Это люди, которые вызвались стать в некотором роде миссионерами в этой жизни. Некоторые посвящают этому какое-то время. Другие только этим и живут в профессиональной жизни. И они занимаются тем, что обучают других людей каким-то техникам, помогают другим людям жить лучше. То есть посвящают себя другим людям. С одной стороны, это профессия. А с другой – это некоторая миссионерская деятельность в заботе о людях. И все, что я сегодня буду рисовать, отвечает этой теме.
Итак, задайте тему, что вас волнует сегодня. Например, история вашей семьи, здоровья, кредитная история. Или история взаимоотношений с ребенком. Может кого-то волнует тема собственного развития и образования.
Прикройте глаза на одну секунду и спросите себя: «Что для меня сегодня важно? Во имя чего я сегодня взял в руки маркер? Что выводит меня из состояния покоя? Что отрывает меня от телевизора и оладей? Что заставляет меня бросить контроль над своими детьми сесть рисовать в конце концов?»
Вот настоящий женский вопрос: «Почему я оторвалась от созерцания быта и отдалась рисованию?
Итак, символы графического алфавита – это знаки, которые содержат в себе всю гамму человеческих чувств. Они не случайно называются графическим алфавитом.
Это не я придумал. Это слова Арнольда Арнольдова, человека, который много времени посвятил изучению визуальной культуры.
Круг всегда означает гармонию. Это нечто целое. Подробно обо всех фигурах рассказывается на модуле инструкторского курса «Моделирование, основы композиции».
Про круг еще будем сегодня говорить. А про остальные фигуры скажу несколько слов для общего представления.
Треугольник – это всегда конфликт. В доисторические времена, когда еще не было никакой истории, когда живое еще только сформировало свое отношение к миру, уже тогда начали приобретать значение эти фигуры.
Эволюционно круг – это солнце. Это фигура, которая дает жизнь.
Где-то на Земле еще есть люди, которые поклоняются Солнцу. Например, великая империя монголов, Чингиз хан. Это были люди, которые поклонялись Солнцу, кругу. Были люди, которые назвали себя тенгрианцами. И сейчас еще люди, например, шаманы, которые имеют такое шаманское отношение к природе. Духовное отношение, очень близкое к природе. Они тоже поклоняются кругу.
Круг – это некое послание о Солнце. Можно сказать, что это еще и послание о Луне. Но самое важно, с точки нейрофизиологии, то круг – это идея о безопасности. Она распространяется и на физическую сферу, потому что о круг никак невозможно пораниться. Все, что круглое, все гладкое и не имеет никакой остроты, которая может ненароком или намерено вскрыть или нарушить гладкость поверхности тела. Круг – это первая вселенная, с которой знакомится человек. Это вселенная живота матери, когда человек еще находится в состоянии зародыша. И первое ощущение мира у человека происходит через круг. Круг – это то, что питает человека. Это то состояние, когда человек чувствует себя в абсолютной безопасности. Это такое бессознательное явление, которое говорит человеку о том, что все хорошо и он защищен, и его любят. Когда ему не надо вставать в 7 утра, чтобы собираться на работу, когда вообще не надо никуда торопиться. Круг – это рай, в котором пребывает человек изначально. Это послание о круге можно продолжать бесконечно.
Круг – это безопасность. Это один из важнейших аспектов жизни человека.
Круг – это:
· Солнце;
· гармония;
· целое;
· безопасность.
Треугольник – это острота. Человек и любое животное обходит все треугольное. Ни одно живое существо не полезет на битое стекло. Когти, шипы, иголки. Все острое в природе несет в себе некоторый конфликт, состояние агрессии.
Агрессия не всегда плохо, потому что за треугольником может стоять лидерская позиция. Лидер – это человек, который управляет конфликтом. Треугольник – это конфликт сознательный, намеренный. Конфликт, который выводит из состояния, которое требуется изменить. Треугольник несет в себе любые изменения. А они всегда находятся в конфликте с той окружающей средой, в которой живет человек сейчас.
Треугольник – это:
· конфликт;
· агрессия;
· лидерство.
Сегодня мы не будет уделять достаточно времени треугольникам. Работать с ними надо очень бережно и аккуратно, деликатно.
Брать треугольники не нужно до тех пор, пока человек не научился делать в ситуациях себе хорошо, пока не научился работать с кругом.
Квадрат – это принципиальная история про стабильность. Это надежность. Даже с позиции круга у квадрата есть какие-то углы. В этом смысле стабильность несет в себе некую тревожную идею. Стабильность – это желание качества, желание состояния, в котором человек стабильно получает заботу, любовь, зарплату, утренний блинчик. Много всякой стабильности людям в мире хочется иметь, даже если они с этим не соглашаются и не подозревают об этом.
Я знаю людей, которые говорят: «Мне стабильность не нужна совсем». Мне кажется, в этом случае люди просто не осознают, что они говорят. Стабильное состояние здоровья. Стабильный рост доходов.
В стабильности есть свои углы. Квадрат – это:
· стабильность;
· надежность.
Линия обозначает график процесса. Все, кто изучает нейрографику, начинают обучение с нейрографической линии.
Сегодня я не буду рассказывать ее определение, но принципиально любая линия соединяет какие-то элементы жизни.
Линия соединяет разные элементы вместе, задает ритм процесса. Это график движения процесса. Линия дает возможность задать некоторый темп, пульс.
Вот 4 элемента, с помощью которых можно описать эмоциональную жизнь человека, выдать график работы и описание процесса управления эмоциональным интеллектом. Ведь любой язык включает в себя интеллектуальную функцию. И уже последние лет 15 все цивилизованное человечество говорит о понятии «эмоциональный интеллект».
Нейрографика – это язык управления эмоциональным миром, то есть тем, что включает эмоциональный интеллект.
Кроме того, что мы обращаемся к идее красоты и гармонии, то мы еще говорим про эстетический интеллект и эстетической практике. Поэтому нейрографика включает в себя несколько интеллектов. В том числе рациональный интеллект. Потому что у нас всегда есть тема, а это очень рациональный выбор. Также у нас есть пункты внимания в рисовании. И каждый добросовестный инструктор рассказывает эти вещи в начале обучения. Потому что внимание актуализирует смысл и ценность нашей работы.
Это было некоторое введение в знаки. Теперь возвращаемся к кругу. Первейшая работа, которая может быть сделана в нейрографике – это круги.
Еще раз осознайте сейчас, какая ваша тема на сегодня, на это рисование. Можно предположить: «А что есть тяжелого в моей теме?»
Для меня, например, что может быть тяжелого в моей теме «инструктор нейрографики»? Это может быть передача знаний, что все люди легко и одновременно понимают получаемый материал.
Напишите себе на листочке, что сложного и какие риски есть в вашей теме.
Не все люди готовы признать, что точное следование методологии дает чистоту передачи знаний. А знания – это такой обоюдоострый меч. Оно может и ранить, и вылечить. В этом смысле правильное его применение – это всегда целительно. А искаженная передача уже вершит непонимание и делает людям только хуже.
Разберите сейчас интеллектуально, рационально, какие есть сложные моменты в той теме, которую вы берете. Выпишите себе 8 рисков вашей темы.
Для меня еще есть риск полноты обучения. В этом смысле, чтобы инструктор был тот человек, который полностью обучен.
В нашем Институте есть возможность, чтобы человек мог свободно проходить обучение один, два, три раза, заплатив за это всего один раз. Пожалуйста, учись!
У нас принципиально такое щедрое отношение. Надеюсь, все инструкторы это понимают и точно также позволяют своим ученикам приходить и осваивать. Если ты однажды инвестировал в знания, тогда бери его, бери все, что возможно.
Я хочу, чтобы моя карма и совесть была чиста от того, что я отдал максимум. Поэтому для меня в теме это еще и чистота передачи метода.
Также для меня важен вопрос коммуникаций. Это этика коммуникаций. Очень хочется, чтобы человек со званием «инструктор нейрографики» доносил, что все это приходит через меня. То есть для меня важна этика коммуникации инструктора с миром. Я хочу, чтобы инструкторы нейрографики были безупречно порядочные люди, для которых красота отношений была первейшей и важнейшей задачей.
Четвертой задачей для меня является вопрос права. Как передавать свои авторские и имущественные права. Потому что вся нейрографика – это запатентованная история.
Патенты у нас уже накрыли весь мир, включая Китай. Сейчас идет большая работа по США и России. По другим странам все патенты у нас уже есть. Поэтому вопрос права для меня очень важен. И еще потому, что в мире есть такие люди, которые говорят, что вопросы авторского права не важны. Это, с одной стороны, последствия 1917 года. Когда человек приходит и говорит: «Все, что было твое, теперь мое». Мне хочется, чтобы мы все были защищенными людьми. Это опять про вопрос безопасности.
Какие еще риски я вижу в своей теме. Это личностный риск. Все-таки, инструктор нейрографики, это человек, который 9 месяцев системно занимается личной трансформацией. И вот эта история, когда человек встречается со своей проблематикой, неделя за неделей очень глубоко прорабатывает себя. И это все очень непросто, потому что мы все не так хорошо проработаны и организованы, как хотели бы о себе думать. Мы все склонны думать, что я идеален, а мир вокруг меня не идеален. Но инструкторский курс вскрывает сложности самого себя. Это достаточно трудная работа. Каждый раз надо касаться себя. Поэтому люди, которые прошли 9-ти месячное обучение, прошли такой 9-ти месячный ретрит. Инструкторский курс – это такая история о перерождении человека.
Я не знаю больше, какие еще есть риски в моей теме «инструктор нейрографики», но по условиям нам надо 8.
Почему именно 8? Есть сознательная часть процесса, есть бессознательная. То есть всегда можно предположить, что какие-то риски есть еще. Много может быть всяких рисков вокруг заданной темы.
Например, по здоровью: не верно поставлен диагноз, испытываемая боль, страх усиления болезни и так далее. Это страхи психологические, которые могут прийти на ум. Страх – выбрал не того целителя. Страх за близких, если я выйду из нормального рабочего состояния, кто будет содержать мою семью. И так далее.
Например, обучающиеся инструкторы могут иметь страх, что его новые знания никому не нужны, что не найдет себе учеников, а получится ли у него когда-нибудь кого-нибудь научить рисовать. И так далее.
Вот у меня образовалось 5 рисков, а 3 я не знаю. Они могут быть бессознательными.
Вы можете не знать, какие еще могут быть риски. Но вы можете предположить, что они есть. И лучше, их предположить и решить на бессознательном уровне, чем закрыть глаза и сказать, что рисков нет. Здесь важная задача, сделать все максимально надежным. Почему нейрографика работает? Потому что она дает решение даже там, где человек не видит проблемы. То есть проблем всегда чуть больше, чем человек может предположить.
Чем более мы оптимистичны, тем менее склонны видеть проблемы в тех или иных проектах.
И я предлагаю людям честно смотреть на вещи и говорю, что проблема есть всегда. Просто мы можем их не видеть, потому что добрые люди, потому что настроены на позитив и не хотим думать о дурном.
Сейчас мы будем рисовать круги. Кто хочет 8. Кто хочет 9, 10 и больше. Круги, которые будете рисовать, подпишите. То есть эти круги – о чем вы думаете в данный момент. У кого-то это риски любви, у кого-то риски богатства, здоровья и так далее. Например, придя на работу не скажешь: «Я так плохо себя чувствую, принесите мне компот. Если ты здоров, то компот придется варить и брать самому. Это важно. Каждую фигуру рисуем очень осознанно.
Поставьте руку на лист и почувствуйте, в каком направлении хочется нарисовать круг. Круги следует рисовать очень осознанно и каждый подписывать. Важно создать яркую, сочную картину мира.
Поэтому я беру сейчас цветные, радостные маркеры, которые создают мне праздничное настроение. Мне важно, чтобы моя тема сияла, чтобы она была феерической. Чтобы в сознании было отражение прекрасной действительности. Чтобы все мои сложности в отношении темы прошли. И будем рисовать идею, что каждый риск может превратиться во что-то более яркое и праздничное, чем та боль и страх, которую несет за собой эта тема сейчас.
Начните сначала рисовать круг рукой над листом, выверяя масштаб фигуры. Подумайте о первом риске.
«Я думаю, что не хочу, чтобы они были».
И начните набирать круг, обводя его много раз. Так набирается сила круга. В нейрографике есть закон, который звучит так: «Качество результата зависит от количества линий», это количество движений, которые сделал человек для своей темы. Каждое движение маркера – это набор мышления, которое способно собрать как можно больше нейронных связей по отношению к заданной теме.
Мы одни из первых, кто задал тренд жизни людей на тысячу лет. Вот этот круг для меня про чистоту знания. И я буду набирать его до тех пор, пока думаю об этом.
Набирать круг следует до тех пор, пока эта часть темы не иссякнет. Пока напряжение от этого риска не уменьшится в сознании. Пока не возникнет: «О, я уверен». Это очень серьезное движение, и количество линий в одном круге может быть очень большое. Скорость рисования кругов может быть очень высокой.
У меня получился такой шар.
Лучшие люди – это те, кто способен держать традицию, соблюдать фундаментальность. И всегда есть люди, которые хотят как-то исказить. Здесь собирается, посмотрите, очень много острых вещей, углов. Это можно все сразу как-то подравнять, чтобы эта фигура внутри тоже была гармонична.
Необходимо, чтобы набранная фигура была не просто набором линий, а чем-то гармоничным. Следует округлить все угловатости.
Про округления еще сегодня будем говорить. А те, кто еще не проходил никаких курсов по нейрографике и ничего не знает, просто делайте, что видите.
Это как движение в горах – скорость движения группы сопряжена со скоростью движения самого медленно идущего человека, чтобы никого не бросить по пути. И моя задача на семинаре никого не бросить, но чтобы всем все было понятно.
Посмотрите, я набрал большую массу фигуры и сразу превратил ее в некий художественный объект».