Идея этого сценария родилась, что неудивительно, в преддверии Нового года, собственно, когда праздник был уже практически на носу. А мотивом и стимулом послужило то, что дети как-то неохотно готовились к нему. Оно и понятно: каждый год одно и то же. Вредные и злые персонажи устраивают малоприятные сюрпризы, заключающиеся, как правило, в похищении Деда Мороза или Снегурочки, упорно не зажигающаяся елка, одни и те же песни и стихи. Мне вообще всегда не нравилась идея кого-то злобного и вредного, живущего мечтой испортить всем праздник.
Еще смущали многочисленные репетиции, ведущие к тому, что измотанные дети наизусть знали все события и теряли к ним интерес задолго до начала праздника. И я подумала: "А можно ли как-то сократить подготовку и попытаться устроить детям сюрприз, поиграв с ними, но направив игру в познавательное русло?" А если удастся вовлечь в это родителей, вместо привычного зевания и ерзания на неудобных скамейках или волнения за выступающее дите, так это вообще будет здорово. Я посоветовалась с родителями и администрацией, и вот что у нас получилось...
Новый год - праздник международный. Отмечают его везде, и хотя процесс организовывают по-разному, однако всегда весело и тепло. Мы решили попутешествовать по частям света на волшебном паровозике и узнать, как в разных частях света празднуют Новый год. Поехали?
Итак, сам сценарий
Входит ведущий.
Ведущий: Здравствуйте, дети и родители! Какие вы все сегодня красивые! А почему вы сегодня так нарядились? На какой-такой праздник?
Дети: Новый год!
Ведущий: Правильно! Сегодня мы собрались на праздник, который отмечают в каждом уголке земного шара. Это очень добрый и светлый праздник, в который звучит много теплых слов и принято делать подарки. Но планета такая огромная. Где-то сейчас идет снег и воют метели, а где-то шумит море и покачиваются на пальмах бананы. Ребята, скажите, а вам интересно узнать, как в разных уголках мира принято отмечать Новый год?
Дети:...
Ведущий: Тогда скорее забирайтесь в наш веселый новогодний паровозик, который провезет нас по разным странами и познакомит с обычаями других народов. Мы с вами побываем в четырех сторонах света. Скорее, назовите мне их..
Дети:Север, Юг, Восток, Запад.
Ведущий: Какие вы молодцы, все знаете! Ну тогда, паровозик, трогай.
Дети выстраиваются в паровозик, но не двигается.
Ведущий: Ребятки, что-то наш паровозик не едет… Наверное, он ждет нашу песенку. Ребята, запевай! Паровозик, трогай!
Звучит первый куплет плюс припев.
Ведущий: Вот и наша первая остановка – Север. Дети, что вы знаете о Севере?
Дети перечисляют зверей, говорят о климате, называют океан (Северный Ледовитый), ведущий помогает по мере необходимости.
Ведущий: Мы с вами приехали в северную страну – Финляндию. Финского Деда Мороза зовут Йоуллупукки, а его жену – суровую Зиму – Муори. (Входят Йолупукки и двое гномов) Живут они в собственной деревне, которая по форме напоминает большое заячье ухо. (На большой карте находят деревню и показывают ее детям). С помощью этого уха Йоуллупукки узнает о всех желаниях детей, а помогают ему в этом гномы, которые изготавливают подарки для послушных детей в специальной мастерской. Йоуллупукки принято угощать шаньгой и вареньем из северной ягоды – морошки. Ребята, давайте и мы угостим финского дедушку. ( Дети угощают дедушку и гномов).
А еще Йоллупукки очень любит хороших хозяек. Поэтому в Финляндии есть обычай: на Новогодний стол там обязательно подают вкусного гуся. Но потом нужно обязательно хорошо вымыть посуду, в которой его готовили. А давайте и мы с вами узнаем, кто у нас самая лучшая хозяйка.
(Дети делятся на пары или команды, можно тройки. Н-р, один намыливает, второй смывает, третий – вытирает. Победившей команде, то есть чья чашка чище и суше, а также быстрее – дается приз. Чашку предварительно испачкать чем-то типа сметаны).
Раздаются свистки и гудок.
Ведущий: Слушайте, ребятки, кто это там гудит-свистит? Ой, так это наш паровозик нас зовет! Поехали скорее!
Звучит еще куплет плюс припев.
Ведущий: Куда же это мы приехали? Ааа, ребятки, это вы с вами на Западе, в стране Англии. Расскажите-ка мне, что вы знает о Западе вообще и о об этой стране.
(Дети рассказывают: туман, Лондон, Атлантический океан, множество стран и животных.)
Ведущий: В Англии Деда Мороза зовут Санта Клаус или Father Christmas. Он живет в далекой сказочной стране Лапландии, а на Рождество приходит к послушным детям, чтобы подарить им долгожданные подарки. Путь Санты очень долгий и непростой. Он едет на санках, которые запряжены оленями, их девять и у одного из них, Рудольфа, Красный нос. Как вы думаете, почему?
(Дети дают свои варианты…)
Ведущий: В одной семье северных оленей жил олень с большим сияющим красным носом. Все над ним смеялись и не хотели с ним дружить. Но однажды о нем узнал Санта Клаус, который взял его в свою упряжку, потому что большой, красный нос Рудольфа помогал освещать дорогу в густом тумане и сильной метели. Теперь Рудольф – любимый олень Санты. Санта оставляет свои подарки в чулочках или сапожках, которые дети вещают на камины и печи. А дети благодарят его чудесной песенкой, которую и мы с вами сейчас споем.
(Звучит Джингл Бенс, дети поют песню и танцуют).
Ведущий: Дети, скорее по вагончикам: нас ждет следующая сторона света – жаркий юг.
Следующий куплет плюс припев.
Ведущий: Итак, мы на юге. Что мы знаем о юге?
(Дети называют океан, страны, животных, погоду)
Ведущий: Ребята, скажите, а на юге бывает снег?
(Дети дают свои варианты ответа)
Ведущий: Но это не мешает южанам проводить Новый год весело и празднично. Давайте навестим страну Италию. Итальянского деда Мороза зовут Баббо Натале. Он тоже живет очень далеко, в северной стране и как Санта Клаус прилетает на упряжке оленей, чтобы подарить детям подарки. Но не всем детям, а только тем, которые написали ему письмо. А для того, чтобы письма дошли до Баббо Натале, по всей Италии прямо на улицах стоят специальные почтовые ящики. Весь год читает Баббо эти письма, а помогает ему в этом фея Бефана. Она похожа на нашу Бабу-Ягу, но только добрая.
В Новый год Бефана бродит по улицам и раздает встреченным детям сласти. Хороших детей она угощает сахаром и конфетами, а озорников и шалунов – угольками. (Входит фея Бефана, дети здороваются с ней). А еще в Италии есть обычай: в Новый год выбрасывать из дома все старое и ненужное. Давайте и мы с вами сейчас выбросим все наши ненужные привычки. Пусть каждый из вас про себя скажет свой недостаток и выбросит его в Новый год. А еще мы сейчас с вами сыграем в итальянскую игру «Кот в мешке».
(В мешок складываются различные вещи. Ребенок засовывает руку и должен наощупь угадать предмет и назвать его. Можно с участием родителей.)
Ведущий: Ну что ж, все молодцы! А сейчас, давайте скорее по вагонам, нам пора ехать дальше!
Куплет плюс припев.
Ведущий: И вот мы с вами на таинственном и загадочном Востоке, так сильно отличающемся от всех остальных сторон света. Что вы знаете о Востоке?
(Дети отвечают, ведущий направляет)
Ведущий: На Востоке находится много стран: Япония, Индия, Китай, Таиланд и еще много других. Там почти никогда не бывает снега. А еще на востоке празднуют Новый год без деда Мороза. В каждой стране свои обычаи. В Китае верят, что в Новый год, вокруг домов бродят злые духи, и чтобы защититься надо запускать веселые разноцветные фейерверки и развешивать красивые фонарики. Давайте и мы с вами развесим фонарики.
(Дети развешивают китайские фонарики)
Ведущий: В Тибете - принято угощать всех прохожих пирожками. А в Камбодже в Новый год из старого принято перепрыгивать. Давайте и мы с вами сыграем в такую веселую игру.
(На полу обозначается черта, дети выстраиваются вдоль нее и по команде прыгают вперед. Кто дальше прыгнул, тот – победил).
Ведущий: Вот какие разные обычаи у народов стран Востока. Но есть один обычай, который объединяет их всех: это обычай быть вежливым и миролюбивым. В Индии в Новый год нужно обязательно отдать все долги и быть особенно вежливым. Во Вьетнаме дети должны в новый год сказать спасибо своим родителям, а в Таиланде нельзя праздновать Новый год, если ты с кем-нибудь в ссоре. Давайте и мы с вами последуем таким хорошим обычаям, помиримся с тем, с кем ссорились, скажем спасибо друг другу и родителям за то, что мы есть друг у друга и весь год будем вежливыми и дружными!
* * * * * *
Ведущий: Ну что ж, друзья, нам пора домой, в Россию! Там нас уже ждет наша елочка и дедушка Мороз со Снегурочкой. Давайте отметим Новый год так, как это принято в России. Паровозик возвращается домой. Около елочки ждет Снегурка, принимает управление праздником на себя. Далее следует хоровод вокруг елочки с песенкой, зажигаем дружно елочку, зовем деда Мороза, исполняем стихи и получаем подарки. Затем чаепитие.
Примечания
Подойдет такой сценарий детям младшего школьного возраста и выпускной группе детского сада. Следует продумать число взрослых участников и реквизит. Родители и педагоги могут исполнять роли разных новогодних персонажей, гномов в том числе, Бефану, японского деда Мороза. Можно привлечь родителей к организации конкурсов и участию в них. Реквизит: на стене географическая карта, на которой обязательно находится страна-остановка. Не помешает глобус, на котором показывают стороны света и океаны. Соответственно, с детьми должна быть проведена беседа на тему географии, расшифровано понятие «обычай", желательно вспомнить разных животных и места их обитания. Продумать реквизиты для каждого конкурса, н-р, для мытья посуды: фартуки, посуда, полотенца и тазики с водой. «Кот в мешке»: непрозрачный мешок, предметы. Ну и, конечно, призы. Большое значение будет иметь музыкальное сопровождение. Мне кажется, что слова ведущего на каждой остановке должны сопровождаться фоновой тихой национальной музыкой. Кроме того, необходимо иметь фонограмму Джингл бенс, песенки про паровозик, В лесу родилась елочка и т.д. В теме Востока про Китай можно выстрелить хлопушкой с серпантином. Варианты праздника могут состоять из континентов.
Песенке про паровозик хочу уделить особое внимание. Думаю, каждый, кто хоть раз посетил детскую анимацию в Турции обратил внимание на эту песню. В оригинале она называется "Trein", а исполняется при участии родителей, которые встают друг напротив друга и соединяют поднятые руки, образуя тоннель, через который проходит вереница детей, изображающих паровозик. Так мы и сделали: при каждом перемещении в другую часть света родители вставали, соединяли руки, а дети во главе с ведущим шли через него по залу. Фонограмму песни мы нашли в интернете, а слова подобрали сами. Вот они:
1. Перрончик за спиной,
Вагончик расписной,
Поехали по миру мы страны посмотреть,
Про Новый год и зиму вам песенку пропеть.
Припев
За окном бегут дома,
За окном бежит трава,
Все на свете интересно,
Разбегаются глаза.
2. Мы едем все быстрей,
Поем все веселей,
Хотим мы все увидеть, запомнить и понять,
А после поделиться: и спеть, и рассказать.
Припев
За окном бегут дома,
За окном бежит трава,
А колесики стучат,
Да и детки не молчат.
3. Мы видели в лесу
Красавицу-лису,
Она нам подмигнула и скрылась за кустом,
А заинька и белки махали нам хвостом.
Припев
За окном бегут дома,
За окном бежит трава,
Паровозик наш пыхтит,
Деток песней веселит.
4. Спасибо, паровоз,
Что быстро нас довез,
Мы погостим немного, ну а потом - домой,
Не скучно нам в дороге, ведь песенка с собой.
Таким образом, от детей для подготовки к празднику понадобилось выучить две песни и поговорить с педагогом на тему географии. И праздник действительно был для них веселым сюрпризом, который ни на минуту не вызвал скуки и волнения или раздражения.
Автор статьи: Ольга Вершинина