Просматривая перепись населения Азербайджана за 1939 год, я обратил внимание на интересную цифру – "количество немцев". Их было аж 23 133 человека!
Это больше, чем грузин, курдов и турков вместе взятых (на тот момент). Само население Азербайджана тогда составляло всего 3 млн.
Откуда же появилась такая мощная диаспора и куда она делась сегодня?
История азербайджанских немцев
Конечно я немного слукавил написав о удивлении цифрами немцев. Свидетельства их присутствия видны во многих районах Северного Азербайджана, а лютеранская кирха (Церковь Спасителя) в Баку, говорит о том, что они составляли и значимую часть населения столицы.
Но по молодости, проходя мимо красивого здания в неоготическом стиле. Зная, что оно было построено в конце XIX века. Мне казалось, что, и кирха, и появление немцев в Азербайджане, связаны с нефтяным бумом. Тем более, что в строительстве кирхи активное участие принимали братья Нобели. Но все оказалось намного интереснее.
Швабы – немцы, считавшие Азербайджан "землей обетованной"
Швабы это потомки одного из германских племен (свевов), сохранившие свой диалект немецкого языка до наших дней. Что-то типа баварского, или саксонского, диалекта.
Живут они на юге Германии, и в приграничных районах Швейцарии и Франции, в исторической области называемой Швабией. Есть у них и свой административный округ в составе земли Баварии. В округе Швабия проживает порядка 2 млн. человек.
В средние века Швабия играла значительную роль в истории Европы. Швабский союз, в 1331 году, объединивший 22 швабских города, был реальной силой диктующей свои правила государствам и правительствам.
Но внутренние распри подрывают его силу, и уже в 1499 году, он проигрывает войну Швейцарскому союзу. А Реформация 1534 года окончательно его разрушает.
К началу XIX века, швабы это в основном крестьяне, проживающие на обширных территориях нескольких стран.
И тут начинается эпоха наполеоновских войн.
Швабские земли подвергаются разорению на протяжении нескольких лет, что приводит местных жителей на грань вымирания – они начинают мигрировать. Многие оседают на Украине, у берегов Черного моря, но часть настойчиво стремится в Закавказье.
Это представители религиозного направления, возникшего внутри лютеранской Церкви – пиетизма.
Хотя само течение сформировалось довольно давно, еще в 17 веке, но в начале 19-го, на фоне происходящих событий, на пиетистов начинаются гонения.
В это время и возникает, среди так называемых вюртембергских сепаратистов, идея о "земле обетованной", находящейся на территории Азербайджана.
Вюртемберг – историческая область, часть Швабии. Некогда королевство (1525—1918), потом республика (1918—1945). Главный город — Штутгарт.
Как и почему эта мысль пришла в голову немцам, которые никогда не видели, и навряд ли представляли эту местность, до сих пор остается загадкой. Возможно это продиктовано тем, что в азербайджанских губерниях прекрасно уживались люди многих национальностей и вероисповеданий. В том числе евреи, на которых периодически устраивались гонения в имперской России.
А может они искали мирное место на краю соприкосновения Ислама и Христианства, где бы могли не опасаться христианских преследований. Как бы то не было, но в конце 1818 года в Азербайджан, в Елизаветполь (Гянджа), приезжает большая группа поселенцев, около 500 человек.
Надо сказать, что переезд немцев субсидировало российское правительство, потратив на это огромную по тем временам сумму 697 500 рублей серебром. Это был взаимовыгодный проект. Немцы получали "землю обетованную", а Россия новые методы ведения сельского хозяйства и христианизацию региона.
Но это вызвало и определенные проблемы. Правительству было выгодно селить немцев в необжитых местах, а те хотели выбирать место сами. К счастью для местных властей, поселенцы были поставлены в безвыходное положение, т.к. деньги им выдавались в долг. Поэтому, дав немцам переждать зиму в городе, первую партию из 118 семей, под конвоем, поселяют в 10 км. от Гянджи, на правом берегу реки Гянджачай.
Так образовывается первое немецкое поселение Еленендорф, ныне хорошо известный райцентр Гёйгёль. Он же становится главным городом всех немцев Закавказья.
В дальнейшем правительство и немцы приходя к соглашению, и расселение происходит в места, где когда-то уже жили люди. Так второе поселение Анненфельд (67 семей), расположилось в сравнительно недавно пришедшем в упадок Шамкире.
Шамкир был с древних времен процветающим городком, известным с V века. Пришел в упадок, после внутренних войн и занятия города русскими войсками (1803 г.)
В течение 1819 года появились еще две колонии Екатериненфельд и Александергильф. В них проживало 116 семей. (Сейчас это территория Грузии с преимущественно азербайджанским населением)
Немецкие поселения Азербайджана
Дальнейшие прибытие компактных немецких общин из Швабии довело количество поселений до восьми.
Еленендорф (Гёйгёль), Анненфельд (Шамкир), Алексеевка, Елизаветинка (Акстафа), Георгсфельд (Чинарлы), Грюнфельд, Траубенфельд (Товуз) и Эйгенфельд (Ирмашлы) — поселки располагавшиеся на территориях нынешних Агстафинского, Гёйгёльского, Газахского, Шамкирского и Товузского районах.
*Колонии Георгсфельд и Траубенфельд образовались позже, отпочковавшись от Еленендорфа.
Как уже говорилось, правительство субсидировало не просто так. А субсидию продолжались и после расселения. Немцам давали кредиты на постройку домов, приобретение живности, развитие сельского хозяйства. Каждой семье выделили по 30 десятин земли. К 1823 году сумма выделенных средства исчислялась 1 066 000 рублей серебра. Все это делалось для того, чтобы развить виноградарство и виноделие, поставить его на принципиально новый, европейский уровень.
Крестьяне из южных регионов, граничащих с Францией, отлично в этом разбирались.
Люди с не свойственным для Кавказа, да и для России, подходом к труду, быстро стали обустраиваться. По сути, немцы дали Азербайджану толчок для развития по трем экономическим направлениям:
1. Виноградарство и виноделие
Первые виноградники в Северном Азербайджане они начали высаживать с самого своего обоснования, а уже в 1860 году началось стабильное производство вин на промышленной основе.
В 1892 году, еленендорфская компания «Братья Форер», открывает первый коньячный завод на территории Азербайджана. В 1895-ом «Бр. Гуммель» строят еще один. Оба предприятия построены по последнему слову техники. На них производятся все виды вин, которые реализуются не только в России, но и в Европе.
С 1882 по 1901 год, немецкие вина Еленендорфа были награждены более 20 раз на различных международных конкурсах. Было получено 10 золотых медалей.
Это не считая того, что в одном Еленендорфе к концу 19 века, было 10 фруктово-водочных заводов и один пивзавод.
2. Шелководство
В 1841 году правительство решает использовать немцев для развития шелководства. Для этого пятерых мальчиков-поселенцев отправляют на учебу в Нуху (Шеки). Высаживается 14 тысяч тутовых деревьев. И уже к 1845 году в немецкой общине вырастает 40 шелководческих домохозяйств.
3. Производство обогащенной минеральной воды
В 1886 г. в Еленендорфе открывается завод искусственных минеральных вод. С серьезным врачебным отделением, под непосредственным управлением провизора.
Немцы Азербайджана имели своим школы, храмы и всю нужную инфраструктуру для достойной жизни. В их поселениях, которые к 20 веку превратились в небольшие городки, жилось намного лучше, чем в среднем по Азербайджану. Это было связано, как с их трудолюбием, так и финансовыми льготами от правительства.
Население Еленендорфа (Гёйгёль) которое по переписи 1846 года составляло 609 человек, к 1926 году выросло в 6 раз, образовав две дополнительные колонии.
Бакинские немцы
С бакинскими немцами несколько другая ситуация. На фоне нефтяного бума, они начали активно приезжать в начале 70-х годов 19 века, после отмены крепостного права и откупной системы (с 1 января 1973 года).
С XV в. в России применялась откупная система сбора доходов в государственную казну. Откуп представляет собой систему передачи купцам-откупщикам за определенную плату права на взимание государственных налогов или сборов с населения, а также права на осуществление реализации определенных товаров.
Это были предприимчивые и активные люди из промышленно развитых регионов Германии. Кроме того, немцы, пользовавшиеся славой лучших европейских рабочих, привозились частными нефтепромышленниками.
Так отец Рихарда Зорге, 30-летний Густав Вильгельм, в 1882 году попал в Баку.
В это время Баку рос чудовищными темпами. Если в 1859 году, в основном в границах Старого Города, жило всего 12 191 человек, из которых 99% составляли азербайджанцы, то к 1897 году – 111 904 человека. 2/3 из которых были переселенцы.
В основном это были граждане Российской империи, но и иностранцев было немало. Так по переписи 1913 года, в Баку проживало 3 274 немца. Этих немцев, в отличие от швабов, называли "имперскими".
Немцы работали не только в нефтяной промышленности, они участвовали и в создании нового облика столицы. Немецкие архитекторы задали новое направление в азербайджанской архитектуре, т.н. национально-романтическое – сплав восточных мотивов с передовыми европейскими веяниями.
Эйхлер, участвовал в разработке плана Бульвара, проектировании кирхи, Ашумовской мечети.
Эдель, построил несколько десятков жилых домов. Сегодня 11 из них являются архитектурными памятниками. Почти все дома бакинских миллионеров, начиная от дома братьев Тагиевых до дома Митрофанова, это его проекты.
Фон дер Нонне, спроектировал площадь Азнефть, особняк Дебура (ныне Музей изобразительных искусств).
Проект православной церкви (храм Александра Невского) создал немец Марфельд. На закладку первого камня храма, в Баку приезжал сам император Александр III.
К сожалению, с приближением Первой Мировой войны, где Россия и Германия были врагами, положение немцев стало ухудшаться. Им сначала запретили приобретать земли (разбогатевшие колонисты только за период с 1910 по 1914 год скупили 20 000 десятин земли), а потом и стали арестовывать всех, кто не имел российского гражданства.
Был ограничен выпуск немецких газет, запрещены все связи с исторической Родиной, а поселения стали переименовывать на русский лад. Так, в 1915 году, Еленендорф стал Еленино, Анненфельд – Аннино.
Впрочем, азербайджанским немцам повезло. Немцам России и Украины, на фоне поражений русской армии, пришлось пережить погромы, отъем земель и массовые депортации (таким образом правительство пыталось снизить накал страстей между российским крестьянством и немцами). За время войны, только из западных губерний было депортировано более 500 тыс. немцев.
Дошло до того, что в Санкт-Петербурге было разгромлено немецкое посольство.
А в Азербайджане, хотя и под строгим присмотром, швабы ходили в немецкие школы, свои храмы, продолжали мирно трудиться.
Депортация немцев из Азербайджана
С февральской, 1917 года революцией, все ограничения с немцев снимают, а принятый АДР «Акт о независимости», раскрывает перед ними новые перспективы. Впервые представитель немцев (Л. Я. Кун) попадает в парламент молодой республики.
9 июня 1919 года, при поддержке государства, даже отмечается 100-летие немецкого переселения.
С приходом к власти большевиков вектор развития несколько меняется. Немецкие колонии подвергаются коллективизации, что для зажиточных немецких крестьян равноценно разорению.
В 30-х годах начинаются репрессии, многие азербайджанские немцы арестовываются и отправляются на строительство Беломорканала. Среди них Фореры и Гуммели, принесшие современные методы виноделия в страну.
Добило немецкую общину постановление о принудительном переселении в Сибирь и Казахстан. По нему, в октябре 1941 года, был вывезен 22 141 человек немецкой национальности.
В Азербайджане практически не осталось немцев. Только небольшая часть, успевшая в годы репрессий переписать фамилии и национальность, продолжала жить в Баку.
После распада СССР, некоторые из потомков оставшихся немцев, создали (1992 г.) национально-культурное общество «Возрождение», которое пытается разыскать и объединить азербайджанских немцев.