Найти тему
ИА Хакасия

Обзор событий: На такой ли финал рассчитана многоходовка внешних сил?

Оглавление

В споре – кто главный – победителей нет

Обозревателю событий минувшей рабочей недели, как правило, не представляет особого труда вычленить самые читабельные темы. В качестве подсказки рубрика  «Лучшее за неделю»: она автоматически отслеживает читательские предпочтения.

Так вот, из девяти самых востребованных  публикаций -  пять об отставке первого зама главы Хакасии. Событие, скорее всего, ожидаемое, нежели чрезвычайное.

Это кадровое назначение изначально вызвало немало пересудов. Оно случилось в весьма любопытный период времени. Когда кадровый зам Валентина Коновалова, варяг из Тульской области, с упоением играл в увлекательную  игру «Кастинг членов кабмина Хакасии», решалась судьба самого Богдана Павленко. Ситуация с разбитой камерой журналиста красноярского телеканала вполне могла закончиться плачевно для бывшего градоначальника города Донского Тульской области.

Надо полагать, в поисках компромисса были задействованы высокие партийные инстанции и вдохновители камерной провокации. Уголовной ответственности Павленко удалось избежать: следственный комитет решил, что ущерба в 4,5 тыс. рублей для возбуждения дела недостаточно. 

Цена компромисса в таких случаях, как правило, публично не озвучивается. Вместе с тем остается реальный осадок как для самого кадрового зама, так и для его нынешнего работодателя.

Впрочем, по первым же стычкам между первым замом и главным кадровым начальником стало понятно: мира между ними не будет. Как рассказывали очевидцы, второй по статусу в кабмине управленец  выбрал в правительственном гараже подобающего класса  автомобиль, да глава администрации не разрешил оседлать именно этого железного коня.

Если в отношении партийного сподвижника главы региона Богдана Павленко нет сомнений, кто лоббировал, то автор карьерной траектории Андрея Асочакова по-прежнему остается неизвестным. 

В команде Валентина Коновалова, не обладавшего солидным управленческим опытом, сменивший несколько знаковых сфер деятельности Асочаков мог виртуозно сыграть роль первой скрипки. Да не судьба, ситуацию в губернаторском оркестре много лет назад описал известный русский баснописец. Пленять под липками своим искусством у квартета не получилось не только по причине неумения действовать в команде, но и, очевидно, из-за  разнонаправленных намерений тех, кто усадил их в руководящие кресла. К сожалению, молодой губернатор такой опасности не предвидел и сегодня его команда поплыла.

За короткое время это уже вторая отставка: в мае покинул пост глава Минстроя Илья  Кононенко, назначенный министром в январе после длительного отбора кандидатов, подавших резюме в народное правительство. 

Сегодня среди членов правительства республики найдется лишь три-четыре управленца, чьих профессиональных знаний, авторитета среди подчиненных и политического веса достаточно для решения проблем, в том числе и на федеральном уровне.

Как заставить женщину рожать?

Андрей Серафимович останется в памяти подчиненных многочисленными посиделками и желанием «определять горизонты планирования». На минувшей же неделе в публичной плоскости обозначились острые проблемы, которые в зародыше должен был пресечь в силу своих весомых полномочий первый зам высшего должностного лица региона.  

В Хакасии пассажироперевозчики грозят забастовками, потому что с ними не рассчитываются минфин и муниципалитеты. Об ожидаемом транспортном коллапсе стало известно 19rus.info в конце рабочей недели. Причина для республики не нова: минтранс и минсоцзащиты Хакасии своевременно не выплачивают предпринимателям положенные им за провоз пассажиров-льготников субсидии.

В пятницу корреспонденту 19rus.info не удалось получить комментарий министра финансов Ирины Войновой по причине ее большой загруженности. Однако не составило особого труда удостовериться в существовании финансовой подоплеки. По данным самого финансового ведомства, на 1 июня просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета Хакасии составила свыше 1,6 млрд. За минтрансом числится текущая кредиторка в размере 147,4 млн, минсоцзащиты задолжал 158,6 млн.  Сам Минфин имеет просроченные обязательства в объеме 17,4 млн.

Занятый поиском «горизонтов планирования» экономический блок кабмина не заметил еще одной  назревшей проблемы – высокого уровня смертности бизнеса в Хакасии.

Как посетовал не так давно Андрей Серафимович, посетив редакцию 19rus.info, отсутствие кирпича на объектах, возводимых в рамках национальных проектов, не так важно для республики, как повышение рождаемости в регионе.

«Как заставить женщину рожать? Вот это главное», - сокрушался первый заместитель главы Хакасии.

Семья решается на рождение второго ребенка при ряде условий: есть собственное жилье и зарплата супругов позволяет жить, а не выживать. В  регионе с многолетней негативной демографией хозяйствующих субъектов быть уверенным в завтрашнем дне достаточно сложно.

По данным Красноярскстата, в мае текущего года в республике было официально зарегистрировано 40 новых организаций, ликвидировано в три раза больше - 120.

При этом по сравнению с минувшим годом прослеживается четкий отрицательный тренд. В 2018 году в Хакасии реальный сектор экономики пополнился 357 новичками, годовые потери составили 729 единиц. Соотношение ликвидированных предприятий к вновь созданным — 2,04.

В Сибирском федеральном округе по смертности бизнеса Хакасия уступила лишь Алтаю — 2,88. В тройке лучших по показателю смертности бизнеса Красноярский край (1,17), Тува (1,26) и Новосибирская область (1,57).

Кардинальных перемен в ближайшей перспективе вряд ли стоит ожидать. По состоянию на 1 мая количество убыточных организаций в Хакасии составило 41,4%.

Более того, по итогам первого квартала кредиторская задолженность хозяйствующих субъектов  достигла значительной планки — свыше 37,8 млрд рублей. Причем свыше 7,3 млрд, или 19,3% является просроченными долговыми обязательствами.

Почему реальный сектор экономики республики в течение ряда лет сдает позиции? Ответа на вопрос никто пока не искал. Впрочем, как и на многочисленные другие.

Самым актуальным из них считается реализация национальных проектов. Регион заявился на многие из них, но низкий уровень исполнительской дисциплины и неумение кабмина оперативно вникать и находить решения, ставит под сомнение судьбу многих важных социальных объектов. А бывшего главного куратора национальных проектов  больше заботит интерпретация причины отставки.   

Кроме того, на подходе заключительный акт еще одной кадровой трагикомедии - ротация бизнес-омбудсмена. Как стало известно 19rus.info, на сессии 3 июля парламентом Хакасии будет сделана попытка все-таки утвердить в качестве уполномоченного по правам предпринимателей бизнесмена Александра Мяхара. Предложение включить в повестку пленарного заседания парламента этот вопрос озвучила исполняющая обязанности министра экономического развития Хакасии Людмила Халтанова.

Скандальная история с выдвижением господина Мяхара на должность бизнес-омбудсмена подходит к завершению. Предпринимательское сообщество Хакасии выступило за продление полномочий действующего защитника бизнеса Василия Кудашкина. Однако губернатор  Валентин Коновалов, несмотря на протесты бизнесменов и самого Василия Кудашкина, безуспешно пытавшегося оспорить это выдвижение через прокуратуру, внес кандидатуру Мяхара в региональный парламент. 

Как и в ситуации с назначением Андрея Асочакова, возникают сомнения в самостоятельности принимаемого решения.

Прибыль в оффшоры, региону достаются копейки и экологические проблемы

Без ложной скромности назовем значительным событием недели  круглый стол по экологии. Собрала противоборствующие стороны по этой актуальной теме в таком формате команда  ведущих журналистов 19rus.info. Подменяя тем самым превосходящие по численности и силе  административного ресурса структуры государственной власти республики.

Помнится, в ходе жарких выборных баталий Валентин Коновалов обещал избирателям разобраться с частными угледобывающими фирмами. Как констатировал спикер парламента Хакасии с трибуны Федерального Собрания, угледобытчики вывозят народное достояние за рубеж и ни копейки не платят в бюджет, грабят тем самым как Хакасию, так и в целом Россию. При этом страдает не только бюджет, но и экология региона.

Попытку выслушать мнение оппонентов впервые предприняли сами журналисты. Надо отдать должное умению Игоря Саськова создать за круглым столом атмосферу диалога, а не банальной перебранки ярых защитников экологического благополучия республики и руководителей угледобывающих предприятий.

Об актуальности редакционной задумки свидетельствовал процесс реализации задуманного. Первоначальный перечень участников к началу круглого стола претерпел существенные изменения, желающих обозначить свое мнение по злободневной проблеме оказалось значительно больше. Что свидетельствовало о высокой степени актуальности вопроса. Было бы неплохо продолжить публичную дискуссию на более высоком уровне. Однако за кадровой чехардой, похоже, отслеживать ситуацию некому. 

Тем более, поднимаемые на круглом столе вопросы касаются не только экологии. Традиционный драйвер региональной экономики, похоже, начинает терять обещанные темпы развития. Причиной тому послужило снижение цен на уголь. Разговор о минусах и плюсах угледобычи Хакасии давно назрел еще и по экономической причине.

В конце минувшего года  19rus.info уже в который раз акцентировало внимание на хитромудрой угледобыче в Хакасии: прибыль - в офшоры, пыль - в бюджет.

В Хакасии по итогам 11 месяцев объем отгруженных товаров в сфере добычи угля составил более 57,6 млрд рублей, к аналогичному периоду минувшего года рост — 146%. Прибыль в сфере угледобычи составила 11,5 млрд, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года она увеличилась на 74,3%. Между тем налоговая статистика оперирует значительно более скромной цифирью.

В консолидированный бюджет Хакасии поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 566,7 млн, к аналогичному периоду 2017 года рост — 101,2%. Впрочем, есть еще один весьма неприятный сюрприз для населения Хакасии. В ноябре средняя потребительская цена тонны угля в Хакасии составила 2 497 рублей, по сравнению с началом года стоимость угля увеличилась на 267 рублей. Примечательна динамика удорожания твердого топлива в регионе, где частные компании добывают и вывозят за рубеж ежегодно более 20 млн тонн угля.

При этом в соседнем Красноярском крае тонна угля дешевле — 1 987,11 рубля, еще меньше его стоимость в Кемеровской области — 1 136,96 рубля. Очевидно, власти Кузбасса сумели выстроить с владельцами угольных компаний внятные и выгодные для региона отношения. Хакасия этого сделать так и  не смогла. 

Любовь Жиц