Найти тему
Записки Царскосёла

Большой Тронный Зал Екатерининского дворца. Потолочный плафон "Триумф России". 800 м2!

Оглавление

Захотелось мне чего-то большого, масштабного и величественного. Немного подумав, мой выбор пал на самую большую картину, которую я только видела в своей жизни - 800 квадратных метров!

Речь свою я веду о потолочном плафоне Большого Тронного Зала Екатерининского дворца - шедевре Бартоломео Растрелли. Это центр придворной жизни при царствующих императрицах Елизавете Петровне и Екатерине Алексеевне. Здесь проводились самые пышные торжества, которые можно себе вообразить, официальные приемы, балы и маскарады, которым завидовал не один царствующий дом того времени! Зал немыслимых размеров - 47м х 17м и ни одной опоры для перекрытия! О самом "Светлом Зале" поговорим всё же в другой раз, там ведь тоже есть много чего рассказать и посмотреть, а сегодня я хочу поведать вам историю написания, чудесного спасения и восстановления ещё одного шедевра - плафона «Триумф России» кисти Джузеппе Валериани.

-2

Джузеппе Валериани - итальянский живописец. Родился в Риме в 1708 году, а умер в Санкт-Петербурге в 1762-м. В Россию его пригласили в 1742 году после того, как он расписал королевский дворец в Турине. С 1749 по 1752 годы Валериани выполнял самый важный заказ в своей жизни - расписывал самый большой потолок Екатерининского дворца в Тронном зале. Напоминаю - 800 квадратных метров!

О плафоне...

Плафон «Триумф России» состоит из трёх самостоятельных композиций: "Аллегория Мира", "Аллегория России" и "Аллегория Победы". Активную помощь в росписи потолка Валериани оказывали русские художники - братья Фирсовы, братья Бельские, Г.Козлов и Б.Суходольский. Кстати, плафон, это типа современного натяжного потолка, только в виде настоящей масляной картины на потолке.

-3

Та часть потолка , которая находится ближе к Парадной лестнице, называется "Аллегория Мира". Ниже эта же часть, чуть крупнее. Обратите внимание, как колоннада, опоясывающая все три аллегории расширяет и поднимает пространство в высоту. Когда на это великолепие смотришь своими глазами - распирает дух и хочется завопить "Кра-со-ти-ще!". А в сочетании с позолотой на стенах это вообще вынос мозга!

-4

На фоне облачного неба находятся аллегорические фигуры в античных одеждах да картуш в виде вензеля "EI" венценосной хозяйки Елизаветы Петровны, покровительницы искусства, флота и торговли. Над вензелем, рядом с которым стоит центральная женская фигура, олицетворяющая Россию, два жизнерадостных ангелочка (путти) держат императорскую корону. Все участники действия на плафоне обращают свой взор именно к этой женской фигуре. Под пьедесталом для вензеля ещё одна женская фигура держит в руках Рог Изобилия - символическое изображение источника благосостояния. В правой части, у корабля изображены олень, как символ возрождения и удачи и павлин, как символ величия и гордости

-5

Средняя часть плафона - "Аллегория России" (фото выше и ниже)

-6

Расшифровкой всех деталей плафона перегружать вас не хочу, но если что интересно - комментарии for your pleasure! (к Вашему удовольствию!)

-7

Третья же часть потолка , которая расположена ближе к Антикамерам, называется "Аллегория Победы".

О чудесном спасении плафонов

Во время войны, из-за прямого попадания снаряда, потолок Тронного зала и часть стены были полностью разрушены. Но тем не менее сейчас мы можем лицезреть две ОРИГИНАЛЬНЫЕ части потолочного плафона: "Аллегория Мира" и "Аллегория Победы". Чудо? Я бы сказала счастливый случай, божье провидение!

Оказывается, ещё в конце 1700-х сильно ослабли стропила потолка Светлого зала, как его тогда называли. Опор нет, а снега выпало ой как много! Нужно было срочно менять балки. Плафоны сняли и увезли в Зимний дворец. Екатерина Алексеевна к тому времени умерла, а Павлу Петровичу Екатерининский дворец был ненавистен и плафоны очутились в его строящемся Михайловском замке в Санкт-Петербурге. Это обстоятельство и помогло их чудесному спасению! Вы только представьте - прошло 150 лет, менялись императоры, город дважды сменил название и даже сама самодержавная Россия канула в лету, а плафоны ждали своего часа, томясь в Михайловском (Инженерном) замке. Они пережили даже холодные блокадные зимы Ленинграда! Только в 1953 году после того, как в ходе экспертизы под вензелями "ПП" (Павел Петрович) обнаружили вензели "EI", плафоны перевезли в Пушкин на своё историческое место в Большой Тронный зал Екатерининского дворца

-8

Ну а центральную часть потолка воссоздали по зарисовкам самого Джузеппе Валериани. По сложности и масштабу такие восстановительные работы ещё не встречались в мировой практике. Руководил восстановлением живописи в Тронном зале Я.А.Казаков. Зал, после завершения всех реставрационных работ открыт с 1980 года.

Сегодня над Большим Тронным залом снова парит богиня Победы — Ника держа лавровый венец в руках. Из-за облаков снова взирает императрица Елизавета Петровна, как аллегория самой России, с её богатствами, процветанием наук, искусств и ремёсел.

Вот таким чудесным образом пред наши ясные очи предстала монументальная живопись средины 18 века!

Вот такие у нас пироги!

А на сегодня всё-ё! До новых встреч!😉

Монументальную живопись плафонов изучала Мэри М!

Ставьте👍лайки или дизлайки👎, пишите комментарии📝! Главное движуха!