Найти тему

Чем больше у тебя софта, тем тверже твои позиции!

В последнее время большинству родителей и все возрастающему (тут прямая зависимость - чем старше курс, тем больше) количеству студентов становится очевидным, что получение диплома (даже «красного») само по себе не дает гарантии немедленного трудоустройства по полученной профессии и, тем более, быстрого карьерного роста.

Это в немалой степени связано с новыми требованиями к системе массового образования со стороны бизнеса, особенно крупного. Сами требования появились вследствие значительного изменения структуры рынка труда и, особенно, типов труда: уменьшается доля рутинного труда, с успехом выполняемого роботами (физического), и системами искусственного интеллекта (умственного), а доля труда, требующего экспертного анализа или сложных коммуникаций – увеличивается.

Приведу простой пример: без различий в наборе дополнительных компетенций два выпускника одного факультета (следовательно, получившие одинаковое образование), по идее, должны претендовать на одну и ту же должность. Но… Один из них хорошо работает в команде, уверен в себе и дружелюбен. Другой – общению с коллегами предпочитает работу с чертежами. Как сложатся их карьеры? Скорее всего, второй сможет вырасти как специалист, т.е. получит развитие в рамках своих профессиональных навыков. Первый же имеет возможность занять руководящую должность с перспективой как карьерного так и зарплатного роста.

Это простейший случай, рассматривающий наличие довольно простых дополнительных (отличных от чисто профессиональных) компетенций, но различия в карьере уже очевидны.

Очевидно, что современный работодатель гораздо сильнее заинтересован в сотрудниках, являющихся не только специалистами, но и умеющих критически мыслить, креативно решать задачи, способных эффективно общаться и работать в команде, чем просто в крепких специалистах.

Чем больше дополнительных компетенций развито у человека, тем больше вариантов профессионального развития возможно в будущем.

И если в нашей стране данная тенденция стала проявляться только в последние годы, то в армии США еще в 1959 году в ходе разработки научно-обоснованного подхода к подготовке военнослужащих выявилась важность наличия у них не только профессиональных навыков (hard skills), но универсальных компетенций (soft skills).

После военных термины «hard и soft skills» стали широко использоваться и в бизнесе. В чем тут сложность?

Требования к hard skills являются практически неизменными вне зависимости от предприятия, на которой вы работаете. Овладеть ими можно в различных учебных заведениях (школа, университет, курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т.п.), для подтверждения их наличия можно предъявить соответствующие сертификаты и дипломы.

В отношении к soft skills все гораздо сложнее. Если сам перечень мягких компетенций уже устоялся, то с источниками их получения и тем более способами их подтверждения совсем все не просто.

Как показали недавние исследования, проведенные в нашей стране, около 80% школьных учителей считают, что роль школы заключается в передаче хороших предметных знаний, а за «мягкие» навыки отвечает семья и сам ребенок. Только 29% учителей считают задачу обучения школьников навыкам совместной работы и сотрудничества важной для себя.

Еще меньше возможности получить эти навыки учеба в ВУЗе, изначально "заточенного" на передачу студенту только hard skills!

Есть много различных классификаций soft skills, лично мне нравится следующая:

Компетенция мышления: понимание, анализ и интерпретация задачи, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов; выбор и применение вариантов для решения комплексных задач, креативное мышление, системное мышление.

Компетенция взаимодействия с другими: способность к сотрудничеству, совместной работе, в том числе в роли лидера и в роли участника команды, ответственность и ее распределение, координация действий внутри команды; способность договариваться, разрешать конфликты, осознавать возможные объективные противоречия в интересах разных сторон и учитывать их при принятии решений.

Компетенция взаимодействия с собой: саморегуляция (способность рефлексивно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач, способность выбирать стратегию настойчивости или гибкости), самоконтроль, в том числе распознавание своих эмоций и управление ими.

О том, где и как можно получать эти навыки я расскажу в следующей статье. Если не хотите ее пропустить, нажмите на кнопку «Подписаться».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц