Сергей Митрофанович Городецкий один из представителей Серебряного века родился 5(17) января 1884 года. Окончив гимназию с золотой медалью, активно начал увлекаться филологией, историей и литературой. Поступив на историко-филологический факультет, познакомился с учившимся на одном курсе и так и не окончившем его Блоком - Городецкий начинает писать стихи. Изначально его стихотворения имели символистический стиль с народным языческим уклоном. Славянская мифология и первобытные силы прорывавшиеся в его стихах опирались прежде всего на природу. Позже Городецкий отходит от символизма и начинает всецело поглощаться в акмеизм, а в 1912 году совместно с Николаем Гумилев организовывает «Цех поэтов».
Городецкий является модернистом, увлекающимся поэтом, усердный труд и усилия которые он прилагает на развития своих идей отображаются в его педагогической деятельности и находят поддержку как среди молодежи, так и у более зрелых представителей той эпохи. Он увлекается античностью, славянством, отечественной культурой. Эксперименты Городецкого в поэзии возвращались при всех событиях к фольклору, его стихотворения просты и легки, а магия его слов и звуков отталкивается на вечное цветение души. Его стихи соперничают с песнями Бальмонта, и вечной поэзией Северянина.
Вечное юношество в поэзии Сергея Городецкого направленное на истину его души, позитив и искренность которые сопровождают его до самой смерти отображается в его прямолинейности, честности. Эмоциональной направленности в его стихах никогда не было, он считал что нужно писать стихи, но реалистически используя строчки. Городецкий черпает вдохновения в картинах Васнецова, Кустодиева, а также начинает рисовать сам.
Легкость и вечное юношество также сопровождается и в жизни Сергея Митрофановича женившись в 1908 году на Анне Алексеевной Козельской(литературный псевдоним Нимфа Бел-Конь Любомирская), он находит в ней вечную весну. Анна Алексеевна под влиянием мужа начинается увлекаться славянством, язычеством, отсюда и создается ее литературный псевдоним - Нифма Бел-Конь Любомирская - символы счастья, любви, добра отображаются в Анне Алексеевне, а имя Нифма закрепляется на всю жизнь, и все окружение называет ее так.
Анна Алексеевна по воспоминаниям современников от природы обладала незаурядной красотой, хорошо пела. О ней написаны стихотворения А. Блока «Сольвейг» (хотя стоит посвящение С. Городецкому, «Она пришла с мороза, раскрасневшаяся…». В 1909 году на следующий год после замужества, у Сергея и Анны-Нимфы рождается дочь Рогнеда. Любящие славянские традиции Городецкие пишут оперу, а Анна Алексеевна исполняет ее для дочери.
моей Нимфе
«Я обречен твоей спокойной…»
Я обречен твоей спокойной,
Как мрамор Греции, красе,
И все, кто жаждут жаждой знойной,
Не для меня, родная, все.
Я не тоскую, не врываюсь
В твои снега с своим огнем,
Я лишь устами прикасаюсь
К земле, где ты прошла в мой дом.
<1914>
В 1915 году подружившись с Есениным он протежирует цех «новокрестьянские поэты», а с осени 1916 года Сергей Тимофеевич находится на Кавказском фронте Первой мировой войны в качестве военного корреспондента. После фронта работает санитаром для больных сыпным тифом. После Октябрьской революции, знавший прекрасно армянский язык и культуру издает книгу стихов «Ангел Армении», где отражает тему геноцида армян.
Ованесу Туманяну
Армения
Узнать тебя! Понять тебя! Обнять любовью,
Друг другу двери сердца отворить!
Армения, звенящая огнем и кровью,
Армения, тебя готов я полюбить.
Я голову пред древностью твоей склоняю
И красоту твою целую в алые уста.
Как странно мне, что я тебя еще не знаю.
Страна-кремень, страна-алмаз, страна-мечта!
Иду к тебе! Я сердцем скорый.
Я оком быстрый. Вот горят твои венцы
Жемчужные, от долгих бед седые горы.
Я к ним иду. Иду во все твои концы.
Узнать тебя! Понять тебя! Обнять любовью
И воскресенья весть услышать над тобой,
Армения, звенящая огнем и кровью,
Армения, не побежденная судьбой!
13 апреля 1916 г.
С 1921 года Городецкий возвращается в Москву положительно относится к советской власти, переводит поэзию народов СССР, а с 1932 года начинает активно работать над либретто первой советской оперы - «Прорыв» для композитора Потоцкого. С. И., а в 1938 году написал либретто оперы «Дума про Опанаса» композитор Юровский. В. М., позже пишет «немонархическую» версию оперы М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Версию либретто Сергея Городецкого ставили до 1984 года в различных театрах.
Во время Великой Отечественной Войны с женой и дочерью был эвакуирован в Узбекистан, позже Таджикистан, переводил местных поэтов. В это время он обращается к народу и пишет свои патриотические стихотворения «Древняя Русь», «Война 1812», «Родной город» и т.д. В 1945 году умирает Нифма. Потеряв свою жену, друга и соратника, он очень тяжело переживает ее смерть. В 1946 году с дочерью переезжает в город Обнинск и сажает около оградки березку в память о жене, в 1947 году пишет «Послесловие».
Пережив свою жену на 22 года Городецкий умер на 84 году жизни 7 июня 1967 года, введенный в поэзию Блоком еще со студенческих лет он продолжает также переводить стихи и писать свои. В 1966 году выходит его сборник стихов.
Вечное юношество души сопровождает его до самой смерти, приутихая лишь в тяжелые моменты его жизни. Незадолго, до смерти он введет семинары в Литинституте. Городецкий умер в г. Обнинске - как востребованный русский, советский поэт, переводчик, критик.
Фрида Кало - однажды написала фразу в дневнике - "Да здравствует жизнь!" Перефразирую и напишу - "Да здравствует искусство!"
Искусство через призму истории. История через призму искусства.
На данном канале https://zen.yandex.ru/id/5d148f0c28a48600aea61706
вы найдете для себя много статей, очерков, эссе о художниках, исторических личностях и эпохе. Подписывайтесь и читайте - ведь все самое интересное впереди!