В XIII веке в предместье Новиля благородный сеньор оставил свою борзую по кличке Гинфорт оберегать кроватку с младенцем, пока сам отбыл охотиться. По возвращении хозяина, пес встретил его с окровавленной пастью. Опрокинутая колыбель и разгром в детской натолкнули отца на мысль, что собака растерзала малыша. С расстройства хозяин убил псину и начал искать искалеченное тело ребенка. Оказалось, что сын все это время невредимый тихо лежал под перевернутой кроваткой, а рядом с ним валялась мертвая гадюка. Преданный Гинфорт спас дитя и заплатил за верность своей жизнью. Героическому псу организовали склеп в местном колодце, рядом высадили в его честь деревья.
Почему с ребенком осталась собака, и где были в это время мать, няньки и слуги этого сеньора? Почему охотничья борзая осталась дома, пока хозяин охотился (может охота соколиная)? Видимо в то время вопросы у людей не возникали, а ясности не было уже тогда.
Жертвы ради здоровья
Местному народу так полюбилась история о подвиге животного, что молва со временем признала Гинфорта мучеником и покровителем маленьких детей. К могиле собаки потянулись новоиспеченные матери для молитвы за здравие новорожденных. Даже появились собственные ритуалы, совершаемые у могилы.
Инквизитор-бенедиктинец Этьен де Бурбон, отправился разобраться с культом неизвестного святого. Он пришел в гнев от услышанного и увиденного в Новиле. Женщины увешивали пеленками кусты, вколачивали гвозди в деревья, заставляли голых карапузов ходить вокруг стволов. Хворого малыша перекидывали друг другу 9 раз, для придания ему сил и здоровья.
Особо верящие, призывали духов соседнего леса. Больных детей оставляли им на ночь у могилы Гинфорта, на соломе в круге из горящих свечей. Ожидания, что волшебные лесные твари заберут больное дитя, а на следующую ночь вернут здоровым не иссякли даже после нескольких смертей от огня. На допросе местная жительница клялась, что если волки из леса выйдут на крик ребенка и не съедят его, то после омовения в реке он получит долгую и счастливую жизнь.
Инквизитор объявил культ дьявольским внушением и святотатством. Хозяину земель велено эдиктом сжечь кости собаки, уничтожить рощу, а также карать за паломничество к склепу.
А теперь о близнеце
Известно, что вера в Гинфорта просуществовала до XX века, вопреки религиозным запретам. Тот самый лес и в наши дни носит имя Святого Гинфорта, а в XIX веке местный священник оставлял письменный запрос о постройке часовни на месте поклонения псу. В современных церквях на востоке Франции встречаются статуи святого, правда с человеческим лицом (например, Нотр-Дам в Эриссоне). Такой вот своеобразный способ примирить язычество с католической верой.
Интересно, что в религии встречается еще персонаж — Святой Христофор. С происхождением этих изображений связаны легенды в разных культурах (Кипр, Византия, египетские копты, татары). Русская церковь запретила иконы с собакочеловеком в XVIII веке, как «богопротивные». Но старообрядцы по-прежнему его почитают именно таким. Единственным научным объяснением подобного изображения является мутация у Святого при жизни — гипертрихоз (чрезмерный рост волос по всему телу).
Если дочитали до конца, поставьте пожалуйста палец вверх, если интересно дальше - не забудьте подписаться на канал, поделиться в соцсетях.