У вас в детстве был конструктор LEGO?
Помню, как на Новый год нашла под ёлкой целый набор! Это был двухэтажный дом с небольшим двориком, полностью собранный из кубиков LEGO. Всю новогоднюю ночь мы с братом сначала собирали его по инструкции, а потом играли. Я играла в него всю зиму и весну, а летом на даче он стал настоящим хитом! Мы собирались несколькими компаниями, чтобы играть в ОДИН набор.
Потом мне перепало целое ведро конструктора от брата. А друзьям на даче подарили по набору родители. Вот это было раздолье! Целыми днями на протяжении нескольких лет мы играли в LEGO: строили дома, машины, вертолеты, пещеры, придумывали разные истории. Это был восторг. Тогда же я захотела стать архитектором, но не сложилось. Сейчас этот набор своими дополнила моя сестра и также с удовольствием играет.
Тогда я не задавалась вопросом, почему набор пластиковых кубиков так нравился мне и моим друзьям. Недавно встретила книгу «LEGO: как компания переписала правила инноваций и завоевала мировую индустрию игрушек». Согласитесь, сложно пройти мимо книги, которая раскроет тебе тайну одной из любимых детских игрушек? Поэтому пока все читают про успех Starbucks (я вспоминала название минут десять – вот я темная), я читала про успех LEGO.
Наверное, это первый нон-фикшн, в котором я читала про проблемы, которые происходили с компанией, а не про какие-то суперметоды, которые помогут и спасут вас. Дэвид Робертсон рассказывает, как компания, чтобы захватить рынок, начала внедрять в процесс производства инновации, но что-то не получилось и в итоге вышел кризис. В следующей части автор анализирует, что пошло не так с этими инновациями и что нужно было сделать иначе, чтобы все получилось. И заканчивает всё тем, как LEGO разобралась с этими проблемами, какие процессы наладила, чтобы выйти из кризиса и вернуться на рынок игрушек, а затем и действительно захватить его.
Скажу честно, я не пыталась вникать в вопрос именно инноваций. Скорее я следила за тем, что же такого делает датская компания, чтобы ее так любили. Хотя про инновации там тоже интересно – будет повод перечитать.
В чем секрет кирпичика? В том, что он прост и универсален. Когда у тебя много кирпичиков, ты можешь составить множество комбинаций для игры, включить фантазию и веселиться. Детям нужно пространство для фантазии, идея для увлекательного сюжета, а дальше они все сделают сами.
Люди любят LEGO потому, что все наборы создаются с их участием. Готовые наборы даются на пробу детям. Маркетологи внимательно следят за их реакцией, спрашивают мнение, дорабатывают до тех пор, пока игровой процес не будет приводить детей в неописуемый восторг.
LEGO стала одной из первых компаний, которая начала использовать такую вещь, как краудсорсинг. По Википедии, «привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей». LEGO организовывала специальные отделы по разработке, в которые входили фанаты конструктора. У LEGO были программы и сайт, которые позволяли энтузиастам самим создавать свои наборы - LEGO Digital Designer и Factory.
Менеджеры LEGO считали, что инновации и творчество должны быть ограничены. Они разработали специальную матрицу инноваций, дизайнерскую ДНК, документ «Общее видение», в общем сделали море критериев, согласно которым оценивался проект. В итоге разработчики чётко знали, что нужно детям, что нужно компании, и все это позволяло им в короткие сроки делать крутые вещи.
При этом важно не забывать о классических ценностях, за которые вас полюбили изначально. Каждый набор LEGO сейчас делают под девизом «безусловно, LEGO, но в вновом обличии».
LEGO-команда, которая разрабатывает наборы, вообще отдельная интересная история. Например, она должна состоять из T-образных людей. Горизонтальная палочка – общая эрудиция, вертикальная – навыки и опыт в какой-то конкретной сфере, причем сферы у каждого участника команды должны быть разные. Но кроме этого важна ответственность каждого из команды за проект, до такой степени, что решения о том, нужна ли такая разработка или нет, принимается не руководством, а самой командой. Представляете, какой уровень осознанности?
Книга Дэвида Робертсона подойдет многим людям.
Тем, кто очень любит LEGO. Я с восторгом визжала каждый раз, когда узнавала историю создания того или иного набора, который был у меня. Это же надо было вложить столько труда в то, что сейчас лежит у меня на полке! И да, если вы не знаете, что подарить мне на день рождения, набор LEGO до сих пор будет неплохим вариантом.
Для тех, кто хочет прокачать свой бизнес и открыть новые горизонты. Автор доходчиво объясняет, что нужно учесть, на что обратить внимание, чтобы избежать проблем, с которыми столкнулась LEGO.
Для людей творческих, которые за беспорядок. Книга объяснит, почему важен порядок, зачем он нужен и почему качественно развиваться можно лишь в ограниченных условиях (если вы, конечно, хотите зарабатывать на своем творчестве).
Для тех, кто потерял мотивацию и не знает, как быть. Всё в этой жизни можно исправить, если знать, как подойти к вопросу.
И это лишь малая часть LEGO-вдохновения и инсайтов. Там действительно огромный пласт информации о введении инноваций в рабочий процесс и управлении этими инновациями, который сложно пересказать. Гораздо лучше пережить вместе с LEGO и ее менеджерами, жизнь которых прекрасно показал Дэвид Робертсон.