Найти в Дзене
Переплёт

Марс. Приключения, любовь и ужасы на Красной планете

Оглавление

Здравствуй, уважаемый читатель!

Подними голову вверх в ясную ночь. Где-нибудь в степи лучше всего, а не посреди города. Что увидишь?

Да, это оно. Бесконечное, наполненное сиянием мириадов звезд небо. Вечный источник вдохновения для бесчисленного сонма влюбленных, писателей, мечтателей, изобретателей. Бездна, наполненная фантазией, страхом, идеями и опасностями. Галактики, Вселенные, звезды, звезды, звезды.

И один из огоньков испокон веков сияет красным светом. Это место, где живет бог войны. Это наш ближайший сосед. Это планета, в пыли которой мы уже оставили свои отпечатки.

Это - Марс!

Именно Марс для фантастики, наравне с Луной, чаще всего является тем местом, где люди встречают инопланетян. Он рядом, он буквально на расстоянии "пошаговой доступности". Относительная похожесть с Землей позволяет писателям заселить его гуманоидами, выдумать новые формы жизни, сделать его нашей Прародиной и колыбелью жизни.

Наверно, ни один больше космический объект не был так популярен в фантастической литературе, как Марс. Сегодня в одной подборке я объединил всего 5 книг о нем. Это разные произведения, разных лет и стилей, но главным героем во всех выступает Марс. И так получилось, что в подборку попали в основном произведения "старой школы", классика фантастики. Думаю, будет интересно освежить в памяти немного подзабытое или узнать что-то новое.

И, конечно, в планах подборка современной фантастики о Марсе. Жду комментариев с советами и предложениями.

Не забудьте подписаться на канал и группу в VK "Фантастический Дзен" - там много интересного о хорошей фантастике уже есть и еще будет.

В названиях книг - ссылки на бесплатные фрагменты произведений на портале ЛитРес. Визуальное оформление статьи с произведениями в основном не связано, читайте сноски под картинками и листайте галереи. Приятного ПроЧтения!

Принято считать, что основоположником марсианской экспансии является Рэй Брэдбери со своим циклом

Марсианские хроники

Арт https://ic.pics.livejournal.com/goblin_books/55025230/702015/702015_1000.jpg
Арт https://ic.pics.livejournal.com/goblin_books/55025230/702015/702015_1000.jpg

Начавшиеся как приключенческий цикл, "Хроники Марса" стали буквально культовым произведением. Наполненность легкой грустью о так и не найденной утраченной цивилизации марсиан в этом "романизированном сборнике рассказов" перемежается с попытками людей понять инопланетную психологию. В соседних рассказах, иногда даже не связанных единым сюжетом, Марс предстает то необитаемым и пустынным, то полным жизни, а то населенным последними представителями умирающей расы.

У Брэдбери важна не история, а идея - идея столкновения настолько разных культур, что им даже не приходится враждовать за что-либо.

Попытки (или, по крайней мере, планы) экранизации "Хроник" предпринимались с 50-х годов, но неоднократно терпели неудачу. Кроме последней попытки: в 1980-м NBS выпустило на ТВ трехсерийный фильм по мотивам творчества Брэдбери. В результате, сам автор назвал сериал скучным. Хотя сценаристом был Ричард Мэтисон - сам писатель-фантаст, а режиссером Майкл Андерсон - уже снявший оскароносные "Вокруг света за 80 дней" и "Бегство Логана".

Кстати, о фантастике, получившей "Оскар", более подробно рассказано в серии статей, рекомендую к прочтению.

Почему же Брэдбери назвал сериал скучным, если авторы шли практически полностью по сюжету? Может, потому, что книжную историю, наполненную философией и больше склонную к исследованию, довольно сложно перенести на экран, где зритель ждет приключений? И Брэдбери увидел совсем не то, что представлял при написании рассказов? Ведь в своих фантазиях все, написанное от руки, действительно видится по-другому.

Да, экшна в "Марсианских хрониках" мало. Но ведь и писались они в 50-х года, когда было принято задумывать не о войне, а о мире, который был довольно холодным и хрупким.

И тут-то надо вспомнить о настоящем прародителе не только марсианской фантастики, но и фантастики боевой. Именно его творчеством отчасти вдохновлялся Брэдбери, о чем несколько раз говорил в своих интервью.

О военных действиях на Марсе во всю полноту своей неуемной фантазии нам рассказал Эдгар Райс Берроуз в цикле романов о планете Барсум, куда попадает авантюрист по имени

Джон Картер

Арт https://pbs.twimg.com/media/D8yO_05WwAAmLWd.jpg
Арт https://pbs.twimg.com/media/D8yO_05WwAAmLWd.jpg

Этот великолепный приключенческий цикл издавался с 1912 по 1943 год и состоял из 10 романов. В 1964 сын Берроуза опубликовал еще один роман.

Пустынный Марс в романах Берроуза не так уж и пуст. Восемь рас, часть которых не совсем уж гуманоидна, активно делят просторы планеты, стремясь выжить и главенствовать. И землянин, имеющий уникальные способности благодаря разнице в силе притяжения планет, волей автора из пришельца и изгоя превращается в Военного Владыку всего Марса.

Как уже было упомянуто выше, Берроуз стал родоначальником жанра.

Хотя и до него про Марс писали и можно вспомнить:
- фактически первый в мире роман о Красной планете - "Через зодиак", 1880, Перси Грега;
- произведение Г.Поупа "Путешествие на Марс" 1894 года;
- роман Эдвина Арнольда "Лейтенант Гулливар Джонс" 1905 года (довольно интересную кальку приключений почти что тезки - свифтовского Гулливера).

Но именно Берроуз вывел Марс на сцену, это бесспорно. И почему до 2012 года никто не удосужился экранизировать эту приключенческую фантастику, остается тайной. Фильм "Джон Картер", снятый в целом довольно близко к сюжету романа "Принцесса Марса", вполне мог бы стать началом хорошей франшизы. Но не срослось...

А вот после Берроуза о Марсе стали писать многие. Можно вспомнить "Полет на Марс" датского писателя Софуса Михаэлиса. А в Советском Союзе самым знаменитым произведением о Марсе стала повесть Алексея Толстого

Аэлита

Рисунок взят с https://pp.userapi.com/c5784/u15817445/-6/x_11f85017.jpg
Рисунок взят с https://pp.userapi.com/c5784/u15817445/-6/x_11f85017.jpg

Именно повесть. Хотя первоначально Алексей Николаевич в 1923 году написал роман - довольно много внимания в котором было уделено не фантастической, а любовной составляющей. Отчасти, именно это и стало причиной довольно прохладного приема книги у критиков. Да и у читателей в то время были немного другие приоритеты...

Но вот в кинематографе одноименный немой фильм 1924 года стал классикой фантастики! При полном отсутствии речевого сопровождения фильм озвучен музыкой знаменитых композиторов: Скрябина, Глазунова и Стравинского. Зрители были в восторге! Особенно с учетом того, что режиссер Яков Протазанов довольно вольно обошелся с сюжетом романа.

К 1937 году Толстой переработал роман в подростковую повесть, которую мы знаем и любим именно такой, какая она есть. Это, если брать аналогии, "Алые паруса" в космосе. А почему бы и нет...

По миру, придуманному Алексеем Толстым, писали и другие. Как принято сейчас говорить, фанфики написали Константин Волков ("Марс пробуждается", 1961), Виктор Потапов ("Третий рассказ Аэлиты", 1985), Анатолий Андреев ("Звезды последний луч", 1987). Также отметились Кир Булычев и Василий Головачев.

После Брэдбери, выставившего высокую планку, стоит отметить роман Филипа Дика

Сдвиг во времени

Арт в целом по мотивам творчества Ф. Дика. Взят с https://i.pinimg.com/originals/05/cf/8a/05cf8a396986a8c32d7e5b306147b5f9.jpg
Арт в целом по мотивам творчества Ф. Дика. Взят с https://i.pinimg.com/originals/05/cf/8a/05cf8a396986a8c32d7e5b306147b5f9.jpg

К 1964 году Дик - уже признанный мастер хорошей фантастики. Он был награжден премией "Хьюго" за роман "Человек в высоком замке". И его новый роман был встречен критиками и читателями благоприятно.

Марс, на первый взгляд, сам по себе не играет в романе главную роль. Однако, постепенно Дик в свойственной ему шпионско-детективной манере раскрывает историю, полную временных парадоксов, ментальных мутаций и инопланетных легенд.

Фильм по этому роману не снимался, но было две аудиоверсии. В Америке.

Кого же представить вам пятым? Если Брэдбери писал философию Марса, Берроуз - описывал приключения, Толстой говорил о любви и верности, а Дик исследовал индустриальные мотивы другого мира, то Кларк Эштон Смит рассказал нам о темной стороне Марса в цикле

Айхаи

-5

В период с 1931 по 1935 Смит написал четыре повести о тех, кто населял Марс до прибытия туда землян. И о тех, кто был там еще раньше.

Смит для Марса - как Лавкрафт и Говард для нас, недаром он дружил с этими писателями. Он настолько же мрачен. Мертвые города и цивилизации, Вечная Тьма, абсолютно чуждая Земле инопланетная раса.

Творчество Смита для тех, кто не любит хэппи-энды... Марс опасен! И этим сказано всё.

И всё сказано в этой статье. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и группу ВК "Фантастический Дзен" и приглашаю в комментарии - обсудить предложенные книги и поговорить о других.

Не забудьте - уже готовится обзор современной прозы о Марсе. Будет интересно!

Приятного ПроЧтения!