Наша читательница Маргарита Розбах прислала нам трогательное письмо о своем опыте сдерживания слез перед детьми в ответ на наш материал о том, можно ли родителям (и особенно мамам) плакать на глазах у детей. Вся наша редакция хлюпала носом от умиления над поступком мудрой дочери Маргариты, которой еще не исполнилось даже пяти лет. С разрешения читательницы публикуем ее письмо.
«Не признавайся в любви мужчине - это делает тебя неинтересной в его глазах, и не реви перед детьми - это пугает их», - вот с таким благословением моя мама выпустила меня во взрослую жизнь. Причин сомневаться в ее словах у меня не было - это же мама! Но жизнь почему-то складывалась коряво, несмотря на то, что я следовала первому маминому совету. Второй совет стал актуален, когда у меня появились дети. Погодки. Старшая - дочка.
Через год после рождения сына муж ушел из семьи. Ушел не просто так, мы много ссорились, зачастую я сама была виновата в ссорах, но занимала позицию гордой никогда не извиняющейся стороны. После ссор я обычно плакала, когда он уходил из дома, громко хлопнув дверью. Но плакала в ванной, чтобы дети не видели. Включала громко воду, запирала дверь и плакала совсем немного, ведь детей не могла оставить надолго без присмотра. Не до конца выплаканные слезы накапливались опять, но избавиться от них до конца не удавалось, страх бытовых травм детей, которые они могли получить, просто играя в своей комнате, меня быстро выгонял из ванной комнаты.
Дети росли, но дочка будто бы росла быстрее, чем положено ей по возрасту. Она рано научилась читать, и увлеченно училась писать. Мы подписывали родственникам открытки с поздравлениями по всяким разным праздникам, и эти поздравления обычно заканчивались так: «Любим. Маша, Леша и мама»... Мне казалось, дочка не замечает и не понимает, зачем я запираюсь в ванной. Ведь я ненадолго, рыдала не навзрыд, лицо умывала и старалась не показывать грусти.
В тот день, когда я узнала о разводе, я еле дошла до ванной. Дети смотрели мультик по телевизору, и я дала себе волю. Я была уверена, что телевизор, вода из крана и из душа заглушают все мои всхлипы. Кажется, в этот момент я не думала о том, что они остались одни в комнате, возможно, мое подсознание успокоило меня, что дети в безопасности - мультики они смотрят спокойно и безотрывно.
Не знаю, сколько в этот раз я была в ванной - десять минут, пятнадцать? Но в какой-то момент услышала шорох за дверью и очнулась. Видимо, кто-то из детей вышел из комнаты и что-то теперь делает в коридоре. Надо было срочно выйти и проконтролировать ситуацию. И прежде чем я встала с сиденья унитаза, под дверью показался белый уголок обрывка бумаги… Кто-то из детей пыхтел за дверью и глубже просовывал мне под дверь маленький листочек. На нем были слова.
«мама ниплач Любим. МашаЛеша»
Не знаю, от чего я плакала теперь еще сильнее. Что меня, большую взрослую тетю, наконец-то, взяли и просто пожалели? Или от осознания мудрости своей маленькой дочки, от переворота мыслей и чувств в тот момент? Я осторожно открыла дверь, чтобы нечаянно не стукнуть дочку, она сидела на пороге, немного сдвинувшись, и улыбалась мне. Я тоже села к ней на пол и долго не выпускала ее из своих объятий…
Сейчас я почти не плачу. Да, я теперь одинокая мама, это нелегко. Но урок, который мне дала дочка, заставил разом пересмотреть свою жизнь, свои принципы. Второй совет моей мамы оказался не верным. Детей не пугали мои слезы. Дочке хотелось помочь мне, но она не знала, как сделать это, ведь я никого не подпускала к себе в минуту своего отчаяния… Уверена теперь, что и первый совет не нужно было слушать.
Дочка научила меня главному - уметь делиться своими чувствами и понимать чувства других. Если вы думаете, что дети не знают о ваших слезах, когда вы запираетесь в ванной, вы наверняка ошибаетесь. Все они знают, все чувствуют, все понимают и очень хотят помочь. Они умеют это делать. Ведь вы уже научили их - когда утешали от «бОльных» царапин, когда вытирали слезки из-за потерянной игрушки, когда уверяли, что все будет хорошо.
Мамы плачут. Это нормально. Главное, дети должны понимать, что их вины в ваших слезах нет. А слезы ненадолго - пройдут, если их есть кому вытереть.
Маргарита Розбах, читательница