Продолжается дискуссия вокруг законопроекта, представленного для обсуждения депутатами Госдумы в начале этого года. Законотворцы предложили внести изменения в существующее законодательство, запретив продажу спиртного в неспециализированных магазинах. Под запрет должны попасть все магазины, гипермаркеты, супермаркеты. Алкоголь согласно документу должен продаваться только в специализированных сетях «вино-водочных» ритейлеров. Вход в эти магазины лицам моложе 18 лет должен быть строго запрещен. Авторы законопроекта считают, что отсутствие спиртного в обычных магазинах снизит импульсное приобретение и распитие алкоголя. Если убрать «горячительное» с полок супермаркетов, то, по мнению депутатов, его не будут видеть дети.
На днях федеральные министерства и ведомства сообщили о том, что ими подготовлен проект официального отзыва на законодательную инициативу думцев.
Минздрав готов поддержать проект. В ведомстве считают, что эти меры будут способствовать сохранению здоровья россиян через снижение объема потребления алкогольной продукции. Эксперты Минздрава ссылаются на позитивный опыт Скандинавии, уже много десятилетий являющейся хэдлайнером в вопросах борьбы с алкоголизацией населения.
ФАС, напротив, не одобрил изменения в законодательстве. Замначальника контрольно-финансового управления ФАС Наталия Исаева заметила, что предлагаемые ограничения не дадут существенного эффекта сокращения потребления алкоголя, но «ударят» убытками по добросовестным участникам рынка. Есть шанс, что подобные меры могут даже увеличить число алкогольных ритейлов. Оказавшись на грани разорения, многие магазины могут стать специализированными, то есть отказаться от продажи других товаров. А значит - эффект законопроекта окажется прямо противоположным заявляемому. В Скандинавии, где существует такая практика, алкогольные магазины являются государственными. У нас же инициатива депутатов вступает в противоречие с духом и буквой антимонопольного законодательства, создавая искусственные барьеры для здоровой конкуренции.
К тому же, возникает несколько закономерных вопросов.
Во-первых, как инициатива обеспечит снижение импульсного спроса граждан на алкоголь, если специализированный ритейл не менее доступен, чем продуктовые магазины? На каждой улице среднестатистического российского города расположена минимум парочка магазинов «вино-водочных» сетей. Или депутаты считают, что, увидев бутылку в супермаркете, человек тут же протянет к ней руки, а проходя мимо характерной бело-красной вывески, отвернется и ускорит шаг?
Во-вторых, каким способом планируется закрыть доступ в специализированные магазины детям? Кто и как будет отслеживать, что через дверь проходят только совершеннолетние граждане?
В-третьих, уже существуют ограничения на продажу алкоголя по времени, расположению, запрет на рекламу. И при этом, не наблюдается снижение объема потребления на душу населения. Напротив, последние месяцы зарегистрирован некоторый рост продажи алкоголя.
Напрашивается вывод, что, безусловно, необходимые меры по борьбе с алкоголизацией страны искать следует в иных плоскостях.
А что Вы думаете по этому поводу? - Напишите в комментариях!
Если информация была полезной, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал ЗДЕСЬ, так вы не пропустите новое и важное!