Безымянная, пребывающая в состоянии перманентной меланхолии героиня ищет, где бы ей провести очередную ночь, не чураясь секса с незнакомцами. Она любит философские размышления, не расстается с шубой и массивными сапогами, а еще пишет книгу, но не продвигается дальше первого предложения второй главы.
Дебютантка из Германии Сюзанна Гайнрих не искала легких путей, сняв постмодернистское кино в стиле интеллектуальной провокации, которое само собой обойдет стороной экраны мультиплексов, но наверняка заинтересует заядлых фестивальщиков и зрителей, находящихся в поиске чего-то необычного. К слову о фестивалях, фильм уже отметился на киносмотрах в Роттердаме и Берлине (секция «Перспективы немецкого кино»), а недавно был показан в Киеве на кинофестивале «Молодость», в рамках секции «FORMA», куда попадают образчики, призванные отобразить разнообразие средств и форм современного киноязыка.
Главное, чем «Меланхоличка» может покорить потенциального зрителя – это эпатажность, присутствующая во всем. Действо разделено на 14 эпизодов, которые напоминают инстаграм-сториз не только «квадратным» соотношением сторон кадра и нарочито карамельной палитрой, но и их претенциозными названиями, будь то пресловутые «Однажды…», «Ода обществу» или же «Тоска по религии в местах свободы». Даже финальные титры этого небольшого как по хронометражу, так и по бюджету фильма Гайнрих растягивает до 8 минут — для сравнения, столько же примерно идут титры любого кинокомикса Marvel с перечислением всех «фоли-артист» и «бест-боев». Для полной комплектации один из сегментов снят «в неоне», а еще один представляет собой анимацию.
«Меланхоличка» выстроена как своеобразная одиссея. Загнанная в рамки апатии и вынужденная взаимодействовать с миром «хэппи пипл», героиня стремится к своему персональному счастью. Есть одно но! Изначально заложенный конфликт, что с подобными ей людьми всегда случается беда – они уже находятся в тупике своего эмоционального застоя. Подчеркнутая нелепость мизансцен и отвлекающая китчевость усиливают лежащую в основе критику современного общества – капитализм, феминизм, конформизм и даже такие понятия как традиционная семья и рождение детей. Героиня плевала на это со своей колокольни безразличия, ведь для нее все равно первостепенным остается вопрос «где сегодня переночевать» и не важно, будь ты асексуальный эстет с вернисажа, стареющий разнорабочий-строитель или самовлюбленный миллениал с пластиковой короной на голове.
Главная проблема фильма в том, что в нем идет постоянная борьба формы и наполнения, которые вместо того, чтобы дополнять друг друга, вступают в диссонанс. «Слоупочный» ритм не помогает закрепить пройденный от сегмента к сегменту материал, оставляя в памяти центрального персонажа и вырванные из контекста визуальные образы, вроде очередной пластиковой декорации или сиюминутного незнакомца, с которым героиня занялась или не занялась сексом. Иногда это сложно смотреть, как говорят – «с интересом, но без удовольствия». Сегменты тоже неоднородны и это выглядит как американские горки, где зритель считывает коды и заложенные смыслы сразу, а где-то с непониманием переваривает как может увиденное. В таком случае лучше просто отпустить поиски глубинных смыслов и плыть по течению этого кинематографического потока из жизни одной меланхоличной немецкой девушки, чтобы узнать ответ на вопрос – «Aren’t You Happy?», который вынесен в заглавие для англоязычной публики.
Оценка:3/5