Найти тему

Санитарка из Кавказской пленницы

Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса! Недаром говорил великий и мудрый Абу-Ахмат ибн Бей, первый шофёр этой машины: «Учти, Эдик!..» Эдик (протягивает руку)… «Один Аллах ведает, куда девается искра у этого недостойного выродка великого семейства двигателей унутреннего изгорания! Да отсохнет его карбюратор во веки веков!»

-2

По распостранённому заблуждению, в съёмках участвовал ГАЗ-55. И в этой легенде есть доля правды.

ГАЗ-55 (М-55) — советский санитарный автомобиль на шасси грузовика ГАЗ-ММ. В течение 1938—1950 гг. на автобусном производстве ГАЗа (с 1946 — ГЗА) было произведено 12044 санитарных автомобиля ГАЗ-55. В её салоне можно было перевозить либо четырёх лежачих на носилках и двух сидевших на откидных сидениях, либо двоих на подвешенных носилках и пятерых на откидных сидениях. В санитарном отделении был установлен калорифер для обогрева и смонтирована система вентиляции, задние колеса получили крылья с отбортовкой по арке.
ГАЗ-55 (М-55) — советский санитарный автомобиль на шасси грузовика ГАЗ-ММ. В течение 1938—1950 гг. на автобусном производстве ГАЗа (с 1946 — ГЗА) было произведено 12044 санитарных автомобиля ГАЗ-55. В её салоне можно было перевозить либо четырёх лежачих на носилках и двух сидевших на откидных сидениях, либо двоих на подвешенных носилках и пятерых на откидных сидениях. В санитарном отделении был установлен калорифер для обогрева и смонтирована система вентиляции, задние колеса получили крылья с отбортовкой по арке.

До недавнего времени, ни одного "живого" ГАЗ-55 не сохранилось. За единственный ГАЗ-55 выдавали санитарку на базе легкового ГАЗ-А, выставленную в Москве в музее на Поклонке.

ГАЗ-4 — модификация ГАЗ-А с грузопассажирским кузовом. Грузоподъёмность — 500 кг. Выпускался в 1933—1937 годах на 1-м автосборочном заводе (филиал ГАЗа). Выпущено свыше 10,5 тыс. (по некоторым данным, 10648 шт.) автомобилей ГАЗ-4.
ГАЗ-4 — модификация ГАЗ-А с грузопассажирским кузовом. Грузоподъёмность — 500 кг. Выпускался в 1933—1937 годах на 1-м автосборочном заводе (филиал ГАЗа). Выпущено свыше 10,5 тыс. (по некоторым данным, 10648 шт.) автомобилей ГАЗ-4.
ГАЗ-А
ГАЗ-А

ГАЗ-55 же строили на базе всем известной полуторки ГАЗ-АА (позже - ГАЗ-ММ)

ГАЗ-ММ (полуторка) — грузовой автомобиль Горьковского автозавода грузоподъемностью 1,5 т (1500 кг), представлявший собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА с более мощным 50-сильным двигателем. Довоенный ГАЗ-ММ внешних различий с моделью ГАЗ-АА не имел.
ГАЗ-ММ (полуторка) — грузовой автомобиль Горьковского автозавода грузоподъемностью 1,5 т (1500 кг), представлявший собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА с более мощным 50-сильным двигателем. Довоенный ГАЗ-ММ внешних различий с моделью ГАЗ-АА не имел.

Когда на ГАЗ-ММ поставили цельнометаллический фургон - машина получила индекс ГАЗ-55.

Его задняя ось была подвешена на более мягких удлиненных рессорах и четырёх гидроамортизаторах рычажного типа. В её салоне можно было перевозить либо четырёх лежачих на носилках и двух сидевших на откидных сидениях, либо двоих на подвешенных носилках и пятерых на откидных сидениях. В санитарном отделении был установлен калорифер для обогрева и смонтирована система вентиляции, задние колеса получили крылья с отбортовкой по арке.
Его задняя ось была подвешена на более мягких удлиненных рессорах и четырёх гидроамортизаторах рычажного типа. В её салоне можно было перевозить либо четырёх лежачих на носилках и двух сидевших на откидных сидениях, либо двоих на подвешенных носилках и пятерых на откидных сидениях. В санитарном отделении был установлен калорифер для обогрева и смонтирована система вентиляции, задние колеса получили крылья с отбортовкой по арке.

Как уже было сказано выше, ни одного экземпляра ГАЗ-55 не сохранилось. Однако, в 2016 году в музей автотехники Верхней Пышмы поступил восстановленный экземпляр.

-8
-9
-10
-11

Главное отличие, которое бросается в глаза и на чёрно-белых фото и на этом восстановленном экземпляре - низкая крыша. А автомобиля, принимавшего участия в съёмках - крыша гораздо выше.

-12
Другие задние двери, размеры и конфигурация окон и т.д.
Другие задние двери, размеры и конфигурация окон и т.д.

В кинокартине «Кавказская пленница» участвует не ГАЗ-55, а нестандартная машина на шасси ГАЗ-ММ. Одна из множества разновидностей, сделанных небольшим тиражом. Скорее всего, это машина для хирургического оперирования в полевых условиях, для чего не был предназначен ГАЗ-55 с его низким салоном. К моменту съёмок, как раз к 60-ым годам, им было уже по 20 с лишним лет и они дослуживали свой век в качестве развозных.

Благодаря фильму Гайдая мы получили отличную съёмку этого автомобиля. Уверены, что кто-нибудь из реставраторов однажды его воссоздаст.
Благодаря фильму Гайдая мы получили отличную съёмку этого автомобиля. Уверены, что кто-нибудь из реставраторов однажды его воссоздаст.