Товарно-денежный обмен дело достаточно нехитрое, пока все идет по отлаженному процессу. Но до тех пор, пока у одной из сторон, покупателя или продавца, не возникнет сомнения в полной прозрачности и справедливости этого процесса. Самый распространённый конфликт возникает на почве неправильно выданной сдачи, опять-таки, по версии одной из сторон.
Кассир после подсчета суммы за товары и приема денег, выкладывает горочку сдачи в монетницу, и принимается обслуживать следующего клиента, а спустя 15 секунд, слышит от предыдущего:
Вы мне 100 рублей недодали!
На ровном месте возникло недоразумение, продавец начинает вспоминать сколько должен был дать сдачи, сверяться с кассовыми записями, возможно даже пересчитывать кассу.
Все это параллельно с убеждением покупателя в том, что сдача выдана правильно:
Я Вам все верно выдала, Вы уже куда-то купюру засунули!
Это тупик. Первым сдастся скорее всего тот, кто уверен в своей правоте на 99%, в то время как второй уверен на все 100%.
А ведь избежать подобной ситуации так просто. Большей частью от действий именно продавца зависит вероятность возникновения подобного конфликта. Всего –то нужно уделить клиенту на 10-15 секунд больше при расчёте. Лично я, каждый раз, выдаю сдачу сопровождая этот процесс голосовым подсчетом:
Ваши 102 рубля, пожалуйста.
Если сдачи много, например, с пяти тысяч, то купюры выкладываю по одной, начиная с самой крупной, все также с голосовым сопровождением:
Пожалуйста, тысяча, две, три, четыре, пятьсот, шестьсот, пятьдесят семь. Ваши четыре тысячи шестьсот пятьдесят семь рублей.
Все это непременно стоит проделывать при визуальном контакте с покупателем, а не когда он принялся упаковывать свои покупки по сумкам. Проговаривая таким образом, Вы будете как раз на 100% уверены в правильности выданной суммы. Заодно и проконтролируете на предмет слипающихся купюр, такое тоже бывает, когда сдача выдается стопкой.
От покупателя же в свою очередь требуется лишь одно. Об этом написано в каждом втором магазине.
Пересчитывайте деньги не отходя от кассы!
Это решит все проблемы с недопониманием. Продавец грамотно отсчитал сдачу, покупатель внимательно посмотрел, взял, на месте пересчитал, и убрал в кошелек. Все довольны, никакого конфликта.
Не стоит сгребать деньги не глядя, потом где-то за углом сморщив лоб вспоминать, сколько сдачи должно быть, и возвращаться с претензией. Вряд ли Вам удастся чего-то добиться, даже если Вы правы.
Хотя есть и жулики, как раз играющие на невнимательности продавцов. Меня не раз пытались «развести» на сдачу, об этом В ЭТОЙ СТАТЬЕ.