Найти в Дзене
Изучаю людей

Гаха и Маха, Флавит и Фнедовит - или о редких нарушениях звукопроизношения.

Ребенок, встречая меня в первый раз, вышел навстречу, принес тапочки, и приветливо произнес: Гахуйке! Меня ховук Гаха. А мою хеху - Маха! В общем, после этого приветствия, я могла свой диагностический альбом уже и не открывать.

Но я все же открыла, и детальное обследование подтвердило умозаключения с порога - интеллектуальное и общеречевое развитие выше среднего, но изменены все группы звуков, плюс звуки раннего онтогенеза - т и д по типу заднеязычного произношения.

Разумеется, выявились и значительные проблемы с фонематическим слухом, что неудивительно. С именем девочке явно не повезло - с таким звукопроизношением родиться Дашей 😂

Фамилия у девочки тоже не задалась, по этическим соображениям не разглашаю. Девочка произносила ее как Хехкова 😆 

По двум направлениям - звуковка и фонематика, мы и принялись работать. Обилие нарушений звукопроизношения и общая вялость языка, совершенная неактивность кончика, носовой оттенок речи указывали на дизартрию.

Но сомневаться в предположении меня заставляла общая абсолютная сохранность ребенка, без следов какой-то видимой неврологии - усидчивость, работоспособность, отсутствие астеничности - дети с дизартрией такими бывают редко.

Чуть позже всплыл факт сосания соски почти до пяти лет - а соска легко может навредить, парализовав кончик языка и активизировав корень, но не до такой же степени...

А чуть позже на сцену вышла упомянутая сестра Маха 😂, подросшая и овладевшая речью. Вышла в прямом смысле - в коридор, и встретившая приветствием - Гахуйте! Я - Маха! Логопед упал 😳

Двое с дизартрией, снаряд в одну воронку? Одна дизартрик, вторая - подражатель? Ну подражай ты маме, у мамы чистая речь! Обе жертвы соски? В общем, до сих пор гадаю 😂 А по большому счету, какая разница - работаем, укрепляем, активизируем... Темпы работы чисто дизартрические - прошло больше года, и речь ребенка стала понятной. Но прогнозирую ещё год работы минимум .

По-другому вышло с ещё одним подобным ребенком .

Фнедовит - Снеговик, имя мальчика пишите в комментариях, если догадались 😂 Представился он мне как Флавит 😂

Свистящие и шипящие - губно-зубные Ф-образные, Л - ну это я для более-менее понятности написала, на деле тоже - В, и Р тоже В. А Т и Д заменяются на К и Г и наоборот 😂 Все вместе - речь неслухабельная (о!) абсолютно 😱

Фонематика, разумеется, тоже на нуле. Мальчик стеснительный, очень зажатый на первых занятиях, присмотревшийся и начавший скакать по стенам на последующих, угомонившийся чуть позже.

При всех этих скачках и зажатости - способный усваивать большой объем материала и очень ответственный.

Мне всегда хочется сказать - ответственная семья, потому что я не очень верю в детей, по расписанию садящихся выполнять домашнее задание логопеда - но, по словам семьи, этот ребенок именно так и делал, сам приносил тетрадь и усаживал маму заниматься.

К каждому моему приходу весь предыдущий материал у него отскакивал от зубов. И... Через три месяца занятий два раза в неделю мне абсолютно нечего стало с ним делать. Все автоматизировано, дифференцировано, введено в речь. Может есть среди моей аудитории лица, и быстрее умеющие, но для меня это личный рекорд. Это к слову о сроках работы логопеда - очень похожие дети. А сроки - очень разные, вот так .