Найти тему
Наталия Княжинская

Голосовые психотехники (рассказы о голосе) "Пух и сталь"

"Пух и сталь".

Борис пришел в мою вокальную школу не для того что бы учиться петь.

В класс зашел статный красивый человек лет тридцати пяти, в костюме, что называется, с иголочки, окутанный шлейфом дорогого мужского парфюма.

Взгляд спокойный, манеры вальяжные, движения неспешные.

Устроившись удобно напротив меня он долго молчал. Несмотря на то, что поза его выглядела расслабленной, руки он держал крепко сцепленными в замок.

Взгляд устремлен в себя.

-И так.... Добрый день! Борис, если не ошибаюсь?

-Ммммм... да.

Голос скорее низкий, приглушенный...

-И, так... - снова продолжила я после долгой паузы, - вы пришли ко мне что бы... петь!

Взгляд его наконец то устремился на меня, выражение глаз стало просительным. Словно ему хотелось сказать «Прочтите по глазам... не вынуждайте меня говорить!»

-..... Мммммммм ... нет....

- Нет?! - удивилась я. Честно говоря, в тот момент я слегка опешила, так как обычно клиенты приходили с запросом «Хочу научиться петь», и только уже после нескольких занятий, цель могла преобразоваться, выкристаллизовав основные желания и чаяния.

-Дело в том. - после опять затянувшейся паузы продолжил Борис, - что..... - ему явно было тяжело говорить, и я решила перебить, и повернуть разговор в более удобное русло.

-Борис, а давайте, вы прежде расскажете о себе. - чем вы занимаетесь? А вернее так, я буду Вам рассказывать о Вас, а Вы будете меня поправлять, если я ошибусь. Давайте? - предложила я такую игру.

Мой собеседник немного расслабился, на лице появилась выразительная улыбка, говорящая о принятии игры.

-Вам около тридцати лет. Тридцать с плюсом...... эээээ....... - задумалась я....

-Тридцать шесть - поправил он, улыбнувшись вновь.

-У Вас интересная работа, которой Вы довольны. Вы бизнесмен.

В ответ молчаливое улыбчивое согласие.

-Вы человек образованный, всегда интересующийся чем то новым. Вам нравится учиться и познавать мир. Вы много путешествуете. Ваши поездки связаны не просто с желанием посмотреть мир и показать себя миру, но с иной, более глубокой целью.

Взгляд Бориса приобрел новое выражение. Он смотрел на меня с интересом. Улыбка тоже приобрела иное выражение, говоря скорее о благодарности и удивлении.

- Мда.... Я не ошибся, придя к Вам... - пробурчал он отвернувшись.

-Что, простите? - не расслышала я.

-Хм.... - Мне говорили про Вас.... В общем я..... Да, Вы все верно угадали. Я много путешествую. - наконец то начал Борис свое повествование.

-Недавно был в Тибете. Я часто бываю там. И в Индии. Я так же проехал всю Мексику, по следам Дона Хуана.

И Борис снова умолк.

-Как интересно.- подхватила я тему - А я все только мечтаю поехать в Тибет. - и уже давно мечтаю. А Вы говорите, что часто бываете там?!

-Да... у меня есть Гуру. Я приезжаю туда медитировать. Но.... у меня не получается. У меня не получается.....мммм..... расслабиться.

Надо заметить, что при всем своем презентабельном облике, и красивом бархатном тембре голоса, дикция у Бориса очень и очень вялая, и небрежная. Что бы разобрать слова, приходится напрягать внимание и читать по губам.

На мой вопросительный взгляд, Борис опустил глаза, руки снова сплелись в крепкий замок.

-Вы сказали, что у Вас не получается расслабиться? Я верно услышала?

-Да.

-И Вы хотите петь, что бы почувствовать расслабление?

-Нет. Петь я не хочу. Но я слышал про Вас, что Вы можете помочь.

-Хорошо. Давайте попробуем. Но, Борис, я все таки начну с Вами занятие, именно с упражнений для голоса, так как работаю именно с голосом. А там посмотрим.

-Но у меня нет голоса....и слуха нет.......Мда..... Еще есть одна проблема.....

-Слушаю Вас.

-Я не могу сказать.... «Добрый вечер, господа!»

-???

-Иногда бывает нужно выйти к сотрудникам, к большой аудитории. И..... когда я выхожу.... я не могу ничего сказать.

-Что Вы чувствуете в этот момент?

-У меня перехватывает горло.

-И как Вы справляетесь?

-... Мммммм.... Я... ухожу. - Борис опустил взгляд. Ему сложно даже вспоминать эти моменты, не то что рассказывать об этом.

-Что то подобное произошло совсем недавно?

-Да....

-И все таки, я попрошу Вас начать занятия по моим правилам, что бы мне что то стало более понятно. Хорошо?

-Да.

И мы приступили к занятию. Борис действительно никак не мог попасть ни в один тон. То есть совершенно. Но я была почти уверена, что мы найдем какое то решение проблемы. Борис очень старался. И расстраивался, что с ним что то не так.

-Я вообще не понимаю эти звуки. Они ничего не значат для меня.

-А вы могли бы сказать,на что они похожи?

-?

-Ну просто, придумайте ассоциацию. Вот это к примеру? - я нажала «До» - скажите первое, что придет в голову.

-Хм.... ну.... можно еще раз?

Я снова нажала «До» уже чуть сильнее.

-Ну... это похоже на металлический звук.

-Расскажите про этот звук.

-Что можно рассказать?

-Все! Что это за металл. Как он издает звук, где он находится, откуда он взялся. Придумайте историю этого звука. Вашу личную историю этого звука.

Борис посмотрел на меня с интересом. Усмехнулся. Помолчал. И стал рассказывать.

-Это Сталь. Это большой стальной лист. Он.... в поле.... Не знаю почему, но в поле... По нему ударили молотком. Вот.

-Хорошо. - улыбнулась я. Я еще раз нажала ноту «До», и повторила - Это сталь. Верно?

-Да.

-Борис, а что вот это? - я нажала ноту «Фа»

Он улыбался. Ему уже нравилась эта игра.

-Это? Это пух. Он летит. Ну... вот тот пух, что летает весной в Москве.

Я нажала «Фа» сильнее. Много громче.

-А сейчас, что это?

-Пух. Это все тот же пух. Просто его стало больше.

Так мне стало понятно, что мой ученик все таки различает тона, что меня очень обрадовало.

Так мы прошли с Борисом всю гамму, и даже прикоснулись к черным клавишам. Каждому тону, мой ученик нашел свою ассоциацию и характеристику. «сталь», «пух», «деревяшка», «игла», « бумага» и т.д. Но что самое интересное, это то, что когда мы возвращались к «До», это неизменно была «Сталь», к «Фа», это неизменно был «Пух» и так далее. Каждая нота оставалась в памяти Бориса с прежней ассоциацией, с присвоенным им символом.

Спустя несколько занятий, Борис научился пропевать гамму называя ноты так, как придумал он сам. Мы даже придумали игру, когда я нажимала тот или иной интервал, и мой способный ученик узнавал свои символы и в кварте, и в квинте и даже в септиме. Более всего ему нравилась кварта, так как там присутствовали первые придуманные им символы нот -«сталь и пух», то есть «До - фа».

Борис посещал занятия регулярно и старательно. Примерно к 10 уроку, я предложила вернуться к фразе «Добрый вечер , господа!».

-Давайте придумаем мелодию к этой фразе.

Оперируя своими символами, Борис скомпоновал мелодию и попробовал пропеть эту фразу. Мелодию можно было менять, что мы и делали, и символы переплетались в разных смыслах. Так же я просила его петь и громко, и тихо, и с эмоциональными окрасками - злобно, весело, с добром, с обидой, с радостью.

Все это вылилось в невероятное веселье, которое длилось довольно долго, так как смех является прекрасным расслабляющим средством. В фантазии моего ученика его символические ноты, вероятно переплелись в какую - то ведомую только лично ему историю, отчего ему стало невероятно смешно. Смех так обуял его, что он не смог продолжить занятие, и извинившись покинул класс, договорившись на следующую встречу.

В процессе наших регулярных занятий дикция Бориса выправилась, голос стал более звучным и уверенным. В самом же начале, когда мы созванивались по телефону и договаривались о наших встречах, мне приходилось внимательно вслушиваться, что бы разобрать слова.

И вот однажды, вечером, Борис позвонил и совершенно четко и ясно я услышала красивую речь: «Наталья,! Добрый вечер! На какой день Вам было бы удобнее спланировать нашу встречу?!»

-Борис! Рада Вас слышать! Мне всегда интересно заниматься с Вами. Но то, что я сейчас услышала от Вас, меня радует весьма. Вы уверены, что Вам нужно продолжать занятия?

Он засмеялся в ответ.

-Я Вам очень благодарен Наталья! У меня все получилось! Я вчера провел встречу. Я очень доволен!

После этого нашего разговора на счет нашей вокальной школы от Бориса пришла круглая сумма, так необходимая нам в тот момент. Но это уже другая история.