Коллекцию фото трамваев по России начну с празднования 105-летия петербургского трамвая:
Петербургские трамваи разных лет
Первым стоит реплика самого первого трамвая, который в 1907 году совершил свой первый рейс по улицам Санкт-Петербурга.
Стиляга
Трамвай, получивший такое прозвище за свою жёлто-голубую расцветку.
Люди радостно фотографируются с историческим трамваем
Трамвай 1937 года
Внешне трамвай повторяет облик самого первого трамвая. 20-й маршрут, Парголово — площадь Лассаля.
Послевоенный трамвай, за свой внешний вид получивший прозвище «слон» (за большую массу, округлые форму и верхнюю часть кузова, окрашенную в цвет слоновой кости). Самый массовый трамвай, ЛМ-47 (к слову сказать, таким же слоном был ЛМ-49).
В кабине трамвая ЛМ-47 («Слон»), рукоять управления ходом.
В преддверии нового года «Стиляга» колесит по центральным улицам Санкт-Петербурга, украшенный гирляндами.
«Слон» — тот что слева, он же самый массовый трамвай (Трамвай ЛМ-49, производства ВАРЗ — ныне Петербургский трамвайно-механический завод). Справа — ЛМ-47.
Номера на трамваях в Петербурге всегда были четырёхзначными и первая цифра означает принадлежность к парку.
Предвоенные трамваи
Трамваи стояли на Инженерной улице между Садовой и Цирком. Справа — ЛМ-33, стародавняя тема, что по цветам фонарей у номера можно точно идентифицировать маршрут издалека, даже если ещё не видно самого номера.
Старинные трамваи
Справа — реплика конки, слева — один из ранних трамваев.
В кабине трамвая
Можно было заходить в кабины трамваев и малышня не упускала случая позвонить. В одном трамвае верёвка звонка была оборвана, не выдержала (какой-нибудь спиногрыз, вероятно, повис на ней).
Управление ходом единственной ручкой «Ход — Стоп».
Вереница трамваев на Инженерной улице
Слева — восстановленный первый трамвай, справа — чуть позднее построенный 5-й номер, Наличный переулок — перевоз Домбаля.
Трамваи
Ради трамваев Инженерная улица была перекрыта на 2 часа. В конце трамваи разъехались и желающие могли прокатиться на любом из трамваев.
Стиляга
И на прощание, ещё раз «стиляга», один из самых колоритных трамваев.
Трамвай серии «М» на Садовой улице. Его в Петербурге можно встретить часто.
В память о трамваях
Неподалеку от Александровского парка, памятная табличка о первых петербургских трамваях. Именно здесь проходила первая трамвайная линия.
Музей электрического транспорта
Трамвай Brush
Реплика первого петербургского трамвая английской фирмы «Brush», в народе прозванный «Брешка». Ни одного подлинного трамвая не сохранилось, этот трамвай построен на базе вагона МС-1 1929 года выпуска производства завода «Красный путиловец».
Трамваи ЛМ-57 «Стиляга» (слева) и МС-4 (справа).
Вагоны ЛМ-33/ЛП-33
В начале 30-х годов XX века при проектировании новых вагонов повышенной вместимости был взят за основу американский вагон фирмы «Peter Witt». Эти вагоны получили наименование МА (моторный американского типа) и ПА (прицепной американского типа), а ленинградцы стали называть их «Американками». Позже в целях борьбы с космополитизмом название трамвая изменили на ЛМ-33, а вагона на ЛП-33 (ленинградский моторный 1933 года разработки).
Трамвай МС-4
Вышедший из ворот завода «Красный Путиловец» в 1927 году, трамваи МС-4 («Эм-эсы») начали эру стальных трамваев и проработают на линиях до 50-х годов.
Детский трамвай
Маленький трамвай для детей. Жаль не ездит.
Трамвайное депо на Васильевском острове (бывший трампарк им. Леонова), построенное в 1906—1908годах в архитектурном стиле модерн по проекту архитектора А. А. Ламагина. Ныне музей городского электрического транспорта.
Трамваи Смоленска двух типов: ушатанные перерехтованные старые (большинство) и относительно новые.
Самарский трамвай
В Самаре трамваи старенькие, но в отличном состоянии (во всяком случае мне так показалось).
Уфимский трамвай
Трамваи в Уфе тоже достаточно старые.
«Дом под шпилем» — один из символов Барнаула, адрес: просп. Ленина, 82, площадь Октября. Дом 1953–1956 годов постройки. Трамвай я специально подождал, подвижной состав электротранспорта в Барнауле раритетный, но в отличном состоянии.
Диспетчерская трамваев станции «Площадь Свободы» — шикарный и функциональный конструктивизм! Барнаул, Социалистический просп., 14А. В этом месте у трамваев кольцо и конечная остановка, именно здесь в 1948 году был запущен первый в городе трамвайный маршрут, трамвай №1 ходил от площади Свободы до микрорайона, где сейчас располагается рынок «Юбилейный».
Государственная филармония Алтайского края (неорусский стиль), Барнаул, ул. Ползунова, 35 и вид улицы Ползунова. Подвижной трамвайный состав вот такой, раритетный, правда, в отличном состоянии.
Екатеринбургский трамвай
В Екатеринбурге на моё удивление оказались такие вот раритетные трамваи.
Трамвайные пути по проспекту Чайковского, Тверь.
Тверской трамвай на Нововолжском мосту. По Твери бегает такой антиквариат.
Место первой трамвайной линии в России, пущенной в Нижнем Новгороде в 1896 году. Я был уверен, что первый трамвай в России появился в Петербурге, но у нас трамвайное движение откроется лишь спустя 11 лет после нижегородского — в 1907 году.
На моё удивление по городам России до сих пор колесят старенькие глазастые Татры Т3. Эстетически они мне нравятся, но современные трамваи, например в Санкт-Петербурге, в разы комфортабельнее.
Оригинал заметки: Трамваи России.