Блог Усталого Учителя
Всё, ну буквально все родители в школе очень любят рассуждать на тему :"в наше время в школе было лучше" или "развалили советскую школу", или "вот раньше были учителя". И дальше идут размышления о том, как изменилось образование, да дети ничего не знают и пишут неграмотно, и мы такими не были и пр.
Всё это, может быть, и правда. Но откуда же здесь ноги растут?
Недавно читал обзор одного известного аналитика (да простит он меня, не помню его имени-отчества) и запали мне в сознание некоторые его идеи, которыми я сегодня не премину воспользоваться.
Итак, почему сейчас школа "не такая, как раньше"?
1. Массовое отношение родителей к школе (как, впрочем, к медицине, учреждениям культуры, спорта и т. д.) стало, как к организациям, представляющим услугу. То есть родители сейчас клиенты, которые требуют предоставление услуги наивысшего качества. Если бы это относилось к качеству именно ЗНАНИЙ, было бы чудесно. Но! Относится это, в первую очередь, к дисциплине, организации досуга и всему прочему.
Пример: учитель жалуется родителям на дисциплину их ребёнка и слышит в ответ : "Вам за это деньги платят, вот и работайте". Ну никак нельзя дать полноценные знания, если на уроке бардак и ребёнок занимается чем угодно, кроме получения этих самых знаний. Мама в ответ: "я своему ребёнку верю, он себя хорошо вёл". Это первый пример.
Второй пример: ребёнок не выполняет задания. Родители: "Ему не интересно на ваших уроках". То есть, из педагогов, дающих знания, учитель превращается в клоуна, развлекающего детишек. Учитывая, что программные часы сократили, все эти развлечения осуществляются как раз за счёт того времени, которое отведено на изучение предмета. Вы хотите, чтобы ваш ребёнок в школе знания получал или приятно проводил время?
Третье: личностно - ориентированное обучение - это, конечно, хорошо. Но и здесь родители пускаются в крайность. "Мой ребёнок не может отвечать устно, спрашивайте его только письменно", "мой ребёнок не может столько писать, спрашивайте его устно", "мой ребёнок не может писать и говорить, но он все знает, ставьте ему пятёрки". Школа пойдёт на все уступки родителям, выбора-то у нас нет. А потом, придя в колледж или Вуз, ребёночек обнаруживает, что нянчиться с ним здесь никто не собирается, что требования к рефератам, докладам, проектам никто не разжевывает, по пять раз выполнить задание не уговаривает и вообще никто никого здесь не держит.
2. Вернусь к вопросу о дисциплине и клиентуре. Ребёнок, опираясь на высказывания родителей, также искренне уверен, что ему должны предоставлять услуги. То есть он, как клиент, может вести себя как угодно, училка стерпит, деваться ей некуда. Он верит, что учителя должны его готовить к экзаменам в свое свободное время, что он может в любое время суток позвонить/написать учителю, а тот обязан ответить, желательно, вежливо и с восторгом. Что он может разговаривать любым тоном, а учитель должен смиренно кивать в ответ и соглашаться. Откуда все берётся? От родителей. Дома активно обсуждается каждый шаг учителя, его действия, внешний вид, каждое слово. Какое отношение к школе и знаниям мы хотим после этого?
Не так давно у нас в школе был сканлал с родителем. Сначала он полчаса доказывал нам, что мы учим неправильно, не по ФГОСам, не опираемся на системно-деятельностный подход. А потом, исчерпав доводы, добавил гордо:"Вот раньше учителя были. Я помню, как Юрий Антонович нас мордой по доске возил, вот мы математику и учили!!!". И, довольный последним выпадом в нашу сторону, отправился домой, полный сознания собственной правоты.
Конфликт точек зрения? Очевидный!!! Родители хотят знаний, как в советской школе, и отношений, как в российской. А так не бывает...