Патриаршие пруды невозможно представить без гениальной архитектуры Федора Шехтеля. Нет ни одной экскурсии по району, в которой бы не рассказывали о проектах выдающегося архитектора.
Экскурсоводы Светлана Бражникова и Светлана Кондратьева к 160-летию Шехтеля, которое будет отмечаться в августе, запустили проект-исследование. В интервью автору блога «Патриаршие» Владимиру Степанченко они рассказали, как пытаются собрать и сохранить воспоминания:
— Света, расскажите в чем суть вашего проекта?
Светлана Бражникова:
— Проводя экскурсии, я обратила внимание, что постройки Шехтеля не оставляют экскурсантов равнодушными никогда. Эти дома всегда фотографировали, задавали дополнительные вопросы, просто любовались. А некоторые еще и делились своими личными историями. Например, одна дама вспоминала, как ее маленькую водили в детский сад в особняке Шехтеля на Большой Садовой, но тогда интерьеров, конечно, уже не сохранилось, и ей и в голову не приходило, что это дом выдающегося архитектора. У других людей есть семейная легенда, что их прапрадед служил у Морозовых — вероятно, в особняке Зинаиды Морозовой на Спиридоновке.
Задачей своей архитектурной работы Шехтель видел "украсить наше существование, дать радость нашему глазу и повысить тонус нашей жизни". Нам стало интересно, как люди воспринимают сами, повлияло ли на них как-то взаимодействие с этими зданиями, отразилось ли на их жизни. Удалось ли зодчему добиться своих творческих целей. Остаются ли эти постройки до сих пор нужными и актуальными в контексте современного города.
Поэтому мы собираем воспоминания и мнения, собираем частные истории.
Светлана Кондратьева:
— Я добавлю что занималась частной историей в других проектах, как журналист и в рамках «Уличного лектория» музея Москвы, и мне кажется, что рассказы жителей города — это очень яркий, живой и важный пласт, который может дополнить толстые официальные книги, в том числе и о Шехтеле. И что такие истории обязательно надо собирать и фиксировать.
— Вы пытаетесь сделать такую энциклопедию человеческой памяти о зданиях Шехтеля? Что для вас прежде всего важно — ну скажет человек, вот я ходил в детский сад в усадьбу Шехтеля. С тех пор функционал этих домов несколько раз менялся. Вы хотите восстановить какую-то хронологию или это просто вспышки памяти отдельных людей?
Светлана Бражникова:
— Нет, на мой взгляд, это не создание энциклопедии, а именно исследование. Человек в детстве ходил в какое-то конкретное здание. Даже если он сам этого не осознает, оно так или иначе на него повлияло. А чаще люди очень хорошо понимают, как влияют на них конкретные здания, и рассказывают нам именно про это — как постройки Шехтеля повлияли на их жизнь.
Но, безусловно, установить и зафиксировать какие-то факты таким образом тоже можно. И, возможно, наша работа поможет тем, кто будет создавать серьезную хронологию и вести серьезные исторические исследования.
Светлана Кондратьева:
— Как раз тот факт, что функционал менялся – прекрасный повод пообщаться с очевидцами. Насчет энциклопедии и хронологии – нет, увы, у вас нет даже таких временных и человеческих ресурсов, плюс мемуарный жанр имеет свою особенность — люди не всегда помнят даты, могут быть не во всем точны. Для меня частная память — скорее про историю повседневности, антропологию и атмосферу. Например, я как-то прочитала в воспоминаниях дочери Николая Милютина, жителя дома Наркомфина, такой эпизод. Она вспоминала как дети, жившие в доме, гуляли на крыше, брали туда домашних животных и «там учили собак не обижать кошек, а вечерами смотрели салюты». И я после этого не могу спокойно смотреть на крышу Наркомфина, я представляю там этих детей. И если учесть, что большая часть зданий Шехтеля сейчас труднодоступна — такие истории могут помочь представить, а что там?
— Вас интересуют воспоминания? Фотографии? Видео?
Светлана Бражникова:
— В первую очередь нас интересуют письменные и устные рассказы, воспоминания. Мы попытались в рамках проекта сделать интервью с интересными людьми на видео, но, к сожалению, нам не хватило ресурса. Если найдется видеограф-волонтер, мы будем рады. Фотографий нам практически никто не присылал и не показывал, хотя это тоже, конечно, очень интересно.
— Когда вы проводите своего экскурсии — как вы представляете Шехтеля? Что вы о нем рассказываете? Что в его биографии вам кажется самое интересное?
Светлана Кондратьева:
— Мне наверное, больше всего откликается его характер и внешний вид, умение себя держать, интеллектуальность. Хороший вкус — ведь такие здания не создашь без него.!Даже в переписке с Чеховым, полной подколов и шуток, он видится умный и интеллигентный человек. После того, как я пообщалась с потомками Шехтеля, это ощущение ещё больше усилилось, я в них видела такое же достоинство, чувство юмора, простоту в общении, вежливость, интеллектуальность. Когда нам читали письма Шехтеля к внучке с подписью «твой деда Адя», и при этом я вспоминала его портреты в кресле в деловом костюме — это так причудливо и обаятельно соединялось…
На экскурсии я ещё показываю принцип «изнутри наружу», старюсь объяснить логику домов, обратить внимание на детали.
Светлана Бражникова:
— Мне очень нравится изучать наследие Шехтеля, потому что он был не только великим архитектором, но и просто хорошим человеком. Причем не «идеалом», не «образцом для подражания», а именно человеком со всем человеческим. Но хорошим.
Писатель И. А. Бунин характеризует его так: «милый, талантливый толстяк».
После Революции Шехтель, судя по фотографиям, уже не был «толстяком», горести изменили его, и кажется, будто он угас. Но своих убеждений, веры в то, что искусство может и призвано менять жизнь человека, он не оставил до конца. Шехтель очень любил своих детей. Имел отличное чувство юмора. Я воспринимаю его как гармоничного человека.
— А расскажите поподробнее про потомков Шехтеля? Где они живут? Чем занимаются?
Светлана Бражникова:
— У Фёдора Осиповича Шехтеля и его супруги Натальи Тимофеевны до взрослого возраста дожили трое детей: Екатерина, Лев, Вера. Екатерина не вышла замуж, осталась в семье. Лев впоследствии сменил фамилию на материнскую, Лев Жегин — художник и теоретик искусства, дружил с Владимиром Маяковским в юности. У Льва сын, к сожалению, погиб довольно рано. И только у Веры Шехтель было двое детей, род Шехтеля продолжается как раз по ее линии. От первого мужа, Генриха Гиршенберга, дочь Марина — впоследствии театральный художник М. Лазарева-Станищева. От второго мужа, Сергея Тонкова, сын Вадим - знаменитый артист Вадим Тонков, широко известный в образе неподражаемой Вероники Маврикиевны.
У Марины родилась дочь Кира, у Вадима — дочь Марьяна.
Про семью Вадима Тонкова мы знаем чуть меньше. А у Киры Сергеевны есть сын Фёдор, он архитектор. Живет со своей семьей в Москве. У Фёдора Ращевского мы взяли видеоинтервью и надеемся выложить его в день рождения Шехтеля. Там он рассказывает и о семье и о том, каким был его прапрадед.
— А какой дом Шехтелея больше всего нравится лично вам?
Светлана Бражникова:
— Мое любимое строение Шехтеля — скоропечатня Левенсона. В ней гармонично сплетается моё самое любимое: и “сказочность” (отсылка к средневековому зодчеству, похожесть на замок) и модерн (растительные элементы, плавные линии, особенно в декоре интерьеров). Я очень люблю весь Трехпрудный переулок, и скоропечатня — неотъемлемая его часть. Мне нравится, как она смотрится среди других домов. Нравится вывеска, вознесенная над крышей. Нравятся истории, объединяющие этот дом и Марину Цветаеву. Нравятся творческие задачи, поставленные перед Шехтелем в постройке этого здания, и то, как он их решил.
К сожалению, я пока ни разу не была внутри скоропечатни Левенсона, но надеюсь, что все еще впереди.
Светлана Кондратьева:
— Сложный вопрос. Сейчас, наверное, особняк Рябушинского. Мне очень нравится цветовая гамма, у меня она ассоциируется с уютом и отдыхом. И лестница, хотя и очень яркая деталь дома, уютная, но ней удобно подниматься, там сделан милый фонарь… Удобные залы, каждая комната красива, и при этом продумана бытовая составляющая. А ещё я очень люблю семью Рябушинских, стараюсь обязательно и о них рассказать на экскурсии, если проходим мимо этого дома.
— Когда можно будет увидеть ваш проект целиком?
Светлана Бражникова:
— Частично собранные нами истории уже публикуются в рамках отсчета дней в социальных сетях до дня рождения Шехтеля 7 августа. Начали мы отсчет с 50 дней. Один день — одна история. Совершенно точно мы будем собирать воспоминания до 7 августа, но, скорее всего, и после. Мы думаем о том, как упаковать весь собранный нами материал. Это будет зависеть от того, какие партнеры в итоге будут с нами сотрудничать, какими возможностями мы будем располагать. Потому что от некоторых задумок, к сожалению, по техническим причинам пришлось отказаться. Вместе с тем, появились новые идеи и новые возможности, о которых мы даже не задумывались, когда начинали проект. Ну и, конечно, сам день 160-летия со дня рождения Федора Шехтеля, 7 августа 2019 года мы собираемся отпраздновать, но лучше пока не будем рассказывать как, а то вдруг не получится.
Светлана Кондратьева:
— Я добавлю ссылки на группы, где идет марафон — «ВКонтакте», она большая, Света ее давно ведет и там в принципе много полезной информации. В фейсбуке мы создали отдельную группу под проект.
Если у вас есть воспоминания, связанные с архитектурой Шехтеля, вы можете поделиться ими на сайте проекта.