О секретах создания популярных рассказов и других аспектах интернет-литературы публицист Руслан Зайцев беседует с главным редактором литературного канала «Покет-Бук: Проза в кармане» Николаем Сосновым.
Руслан Зайцев. Николай, рассказ на миллион это реально? И о каком миллионе речь? Рублей, долларов, евро?
Николай Соснов. Нет, если говорить о деньгах. Думаю, в России за отдельный рассказ миллион рублей даже «бумажные» авторы из первой пятерки не получают.
Да, возможно, если речь идет о количестве читателей. В Дзен есть много публицистических текстов, преодолевших порог в миллион читателей. Литературные рассказы с миллионной аудиторией мне пока не попадались, но я мог что-то упустить. Сейчас цель журнала — рассказ на 100 тысяч дочитываний.
На данный момент какой рассказ в журнале Покет-Бук является самым популярным?
Это «Попутчик» Александра Гусева. 68 тысяч человек дочитали.
Целая армия. На фоне микроскопических тиражей бумажных книг это достижение действительно выглядит впечатляюще.
Да. Ровно такой совокупный тираж на русском языке у рассказа Рэя Брэдбери «Улети на небо». Но это складчина из 6 бумажных сборников с 2010 года по 2019 год, при этом тираж не весь еще выкуплен, а купленные книги не факт, что полностью прочтены. Я не пытаюсь сравнивать литературный уровень Гусева и Брэдбери. Думаю, Александр не обидится, если скажу, что и ему, и мне, и прочим авторам Покет-Бука до Рэя Брэдбери еще тянуться и тянуться. Однако, с точки зрения читательского интереса в России рассказы реально сопоставимы, что говорит о серьезном кризисе бумажной литературы. Думаю, если бы в Рунете в свободном доступе появился найденный в бумагах покойного мастера «новый» рассказ, он свободно собрал бы пресловутый миллион дочитываний.
О чем рассказ-рекордсмен? В чем секрет его успеха?
Руслан, никакого особенного секрета нет, если не считать личных секретов писательского мастерства Александра Гусева. «Попутчик» - рассказ на понятную и любопытную многим читателям тему супружеской измены. История поведана ясным и близким народу языком, затрагивает щекотливую вечную проблему отношений мужчины и женщины. Автор попал своим читателям в самое сердце.
Твой самый успешный рассказ «Кабинка», набравший свыше 50 тысяч дочитываний, тоже касается любовной тематики. Значит, для литературного успеха в Дзен надо писать мелодрамы?
Для успеха в Дзен надо писать грамотно, технично и лаконично. Строго говоря, популярным может стать рассказ практически любого жанра при условии занимательного сюжета. Мелодрамы, конечно, всегда в топе, но выбор этой темы еще не гарантирует читательский интерес. По опыту работы Покет-Бука выделю два рецепта, которые существенно повысят шансы молодого автора мелодрам. Читатель мелодрам, как правило, хочет либо исцеляющего разговора по душам, либо послушать сказку и помечтать. «Попутчик» - рассказ первого типа, «Кабинка» - второго. Но в сказке обязательно должен быть острый сюжет, некий конфликт. Даже если в финале все разрешается по методу «бога из машины», герои обязательно должны страдать и преодолевать препятствия. На то она и мелодрама.
Тем молодым авторам, кто хотел бы изучить успешные драматические тексты об отношениях, я еще рекомендую рассказ Бориса Петрова «Вещь» и свою собственную новеллу «Донор». Подражать нам, конечно, не стоит, мы сами по сути ученики большой литературы, но с точки зрения понимания механизмов овладения вниманием читателя они будут полезны.
Мне приходилось сталкиваться с мнением, что основная заслуга в продвижении текстов принадлежит алгоритму Дзен, поэтому от автора и редакции ничего не зависит. Как прокомментируешь?
Алгоритм сервиса Дзен компании Яндекс действительно очень мощный инструмент доставки текстов к читателю. По эффективности таргетирования равных этой программе в России точно нет. Да, алгоритм предлагает читателю текст, а вот зацепить внимание человека, разбудить в нем интерес и поддерживать его до конца чтения, - задача автора. Как это выглядит на практике? Приведем конкретный пример. Один из наших свежих хитов, рассказ «Заявление», на 21 тысячу просмотров набрал 17 тысяч дочитываний, то есть из каждых пяти читателей четверо дочитали до конца. Значит, получилось рассказать историю интересно.
А роль редакции?
До момента появления в ленте каждый текст у нас проходит серьезную процедуру отбора и подготовки. Покет-Бук — по сути некоммерческий журнал, но выпускается он отнюдь не любителями. Наша маленькая полуволонтерская редакция состоит из людей, которые за пределами журнала зарабатывают на жизнь работой с текстом, любят и ценят литературу.
Самый важный человек у нас, кстати, вовсе не я, а наш рекрутер Ольга Казначеева. Ольга просеивает Интернет через мелкое сито в поисках новых интересных авторов. Ей принадлежит, например, честь открытия для читателей Покет-Бука Виктора Решетнева — опытного литератора со своим сложившимся узнаваемым стилем.
Виктор пишет отнюдь не легковесную прозу в лучших традициях отечественной литературы и при этом работает в импонирующей читателю манере. Его недавние хиты «Обские осетры»,«Саша» и «Голубой мост» набрали многие тысячи дочитываний. Думаю, Виктор Решетнев один из тех, кто реально способен когда-нибудь выдать рассказ-миллионник.
Ольга нашла нам и Алексея Некрасова-Вебер, автора триллера «Акула». Этот рассказ — самый популярный фантастический текст Покет-Бука.
То есть Покет-Бук работает с авторами, а не с отдельными рассказами?
Ты попал в яблочко, Руслан! Мы приглашаем подходящего автора целиком со всеми его достоинствами и недостатками и предоставляем ему полную творческую свободу. Нет ни графиков, ни сроков, ни цензурных ограничений, кроме наложенных законами РФ, правилами Яндекса и возникающими время от времени форс-мажорами. Мы работаем со всеми предоставленными автором текстами, потому что наш журнал позиционируется, как универсальный по содержанию. Здесь почти каждый любитель литературы может найти подходящее для себя чтение.
А есть в Покет-Буке идеальный на твой взгляд рассказ?
У нас много рассказов, которые могут претендовать на звание эталона в своем жанре. Из свежих назову «Записку» Олега Ардатова. Он популярен и технически почти совершенен. Почти — потому что у каждого автора нет предела росту мастерства.
Николай, у тебя лично очень разноплановое творчество. Трудно поверить, что ужастик «Сарай», от которого у моей жены подскочило давление, и, например, почти плакатный историко-политический рассказ «Наказание», написал один и тот же автор.
Супругу свою лучше попроси не читать моих хорроров, они не для детей и не для впечатлительных взрослых. Я сам иногда от них по ночам вздрагиваю. Что до творчества, то мне сложно удержаться в границах какого-то одного жанра. Дело в том, что возникающие в голове сюжеты требуют каждый раз для себя вполне определенного жанрового воплощения, как нога просит обувь определенного размера и формы. Чуть больше или меньше выдумки, неудачная композиция, и автору, а с ним и читателю, уже жмет.
Успех «Наказания» приятно удивил. Он свидетельствует о серьезной недооценке политической прозы в современной России. У нас традиционно считается, что прямое политическое высказывание это публицистика, а не литература. Исключение снисходительно делают для исторических сочинений и то, считается, что политика должна служить фоном для увлекательных сюжетов или философских идей автора.
Кстати, о политической публицистике. Ты ведь активно пишешь острые статьи для левых интернет-журналов и в частности для «Вестника Бури», портала, который в формате видеоблога подбирается к миллионной аудитории. Помню, один из твоих материалов про экспертизу учебников даже процитировал известный коммунистической ориентацией телеведущий Константин Семин. При этом у тебя в Покет-Буке публикуются литераторы различных политических убеждений, даже антисоветчики попадаются. Как удается совмещать несовместимое?
Когда мы начинали Покет-Бук, и собрался первый состав редакции, в нем был и православный консерватор, и либерал, и путинцы имелись. Все они мои друзья и коллеги. Мы сразу решили: политика у нас в журнале будет, причем любого толка, кроме запрещенных вещей. Но политика будет только в литературе. Написал замечательный рассказ с политической начинкой — изволь, будем продвигать. Я как правозащитник выговорил право помещать иногда неформатную публицистику по теме образования и культуры. Авторам я не советую увлекаться политикой в литературе, она хороша к месту. Если литературное творчество превращается в политическую самопрезентацию, читатели такого автора со временем бросят. Сам я политические вещи пишу, но соблюдаю меру.
Я получил на днях от тебя письмо, что с 1 июля правила приема текстов в Покет-Бук ужесточаются.
Это правда. Мы хотим усилить нашу ленту и будем отбирать тексты по новым принципам. С другой стороны, Покет-Бук теперь открыт для приема текстов «самотеком». Раньше мы сами подбирали себе авторов, «самотек» не рассматривался. Теперь редакция принимает на рассмотрение ранее неопубликованные в Сети тексты от любых авторов и готова отвечать в разумные сроки. Контактные данные для связи можно найти в информации о журнале в «шапке» нашей страницы в Дзен.
Уважаемые читатели! Упомянутые в интервью рассказы Вы можете прочесть в нашем журнале по ссылкам: Попутчик, Кабинка, Заявление, Обские осетры, Акула, Сарай, Наказание, Саша, Записка, Голубой мост, Вещь, Донор.
Нравится журнал? Поблагодарите его подарком.