Совсем недавно был отреставрирован заброшенный фонтан, именуемый фонтаном султана Абдул-Хамида II. И пока я пишу эту заметку, в моих ушах играет музыка Шостаковича, если быть точнее, то 4-я симфония, ставшая в творчестве композитора началом нового этапа. На мой взгляд, эта композиция великолепно, во всей своей экспрессии и нагроможденности отражает эпоху правления Абдул-Хамида II. Но не о султане я хочу вам поведать и не о фонтане, который, к слову, попутешествовал и тем более не о Шостаковиче. Но все же перед прочтением этой заметки я рекомендую включить негромко 4-ю симфонию, дабы погрузиться с головой в то пестрое и порой слишком противоречивое время. Время, когда жизни и души смешивались в жерновах политики и перетирались в муку, из которой заливался фундамент для помпезных дворцов и архитектурных изысков павильонов и даже фонтанов. Обмолвлюсь, что упоминаемый мною фонтан был построен 1901 году напротив входа в мечеть Нусретие, о которой я писал в своей первой книге. В 1957 году фонтан переехал на нынешнее место - на проспект Абди Ипекчи и располагается рядом со входом на канатную дорогу. Архитектор - итальянец по происхождению, Раймондо Томазо Д’Аронко, с присущей ему архитектурной щедростью, удовлетворил пожелания взыскательного заказчика. Для реализации задумки зодчий за основу взял стиль барокко, так любимый властителями Османской империи, дополнив его элементами турецкого рококо. Именно об архитекторе я и хочу рассказать.
1893 году султан Абдул-Хамид II приглашает уже на тот момент очень известного и популярного архитектора для организации национальной выставки «Османское искусство» в Стамбул. Увы, павильон так и не был построен из-за сильного землетрясения, произошедшего в 1894-ом году. Но по предложению султана архитектор занялся реставрационными работами храма Айя София и большого крытого рынка - Капалы Чарши. И уже в 1896-ом году итальянец назначен главным архитектором города Стамбула - поистине невероятный подарок для города. У Армондо был незашореный взгляд и свобода от строгих архитектурных традиций. Его полет мысли, фантазия и напористость были новым дуновением в патриархальность османской столицы. У города появился первый муж, не боявшийся строить в стиле модерн.
Благодаря Раймондо Томазо Д’Аронко, в городе появились причудливые и одновременно притягательные постройки, среди которых гробница Шейха Зафира в стиле модерн, модерновый фонтан тюльпанов в районе Каракей, фарфоровая фабрика дворца Йылдыз и многое другое.
Для постройки гробницы архитектор пошел на небывалый и причудливый эксперимент. А именно, он взял за основу равностороннюю пирамиду, которую расценил на четыре равные части, и развернул сечением внутрь. На такую нестандартную конструкцию он поместил большой купол, который как бы сползает по скатам рассеченной пирамиды. Возможно, таким интересным приемом, используя в архитектуре египетских мотивов, зодчий упомянул прошлое религиозного деятеля, которое тоже связано с Египтом.
Сложно представить, что правители, падкие на обилие вензелей, золото и лепнину, поддадутся магии иностранного архитектора. Но так или иначе, и сейчас мы можем лицезреть красоту и необыкновенность форм, созданные гением архитектора Раймондо Томазо Д’Аронко.