Найти в Дзене
Mikhail Subotyalov

Современные возможности пульсовой диагностики в Аюрведической медицине

В источниках классической аюрведической медицины встречается достаточно мало описаний анализа пульса, поскольку обучение технике пульсовой диагностики происходило преимущественно посредством наставничества. Пульсовая диагностика Аюрведы не включала в себя методики подсчета количества пульсовых толчков, определения ритма пульса или любых других параметров, используемых в современной медицине, а заключалась лишь в определении пульсовых паттернов, которые были описаны графически и сравнивались, в основном, с движениями различных животных. Первым медицинским трактатом, в котором упоминается о диагностике заболеваний по пульсу, является руководство для врачей «Шарнгадхара-самхита» (Śārngadharasamhitā), составленное Шарнгадхара (Śārngadhara) в XIV веке и основавшее новую традицию в медицинской литературе Индии. Труд Шарнгадхары включал три раздела (кханда), каждый из которых делился на главы. Труд «Аштанга-хридая-самхита» – один из авторитетнейших трактатов по аюрведической медицине, содерж

В источниках классической аюрведической медицины встречается достаточно мало описаний анализа пульса, поскольку обучение технике пульсовой диагностики происходило преимущественно посредством наставничества. Пульсовая диагностика Аюрведы не включала в себя методики подсчета количества пульсовых толчков, определения ритма пульса или любых других параметров, используемых в современной медицине, а заключалась лишь в определении пульсовых паттернов, которые были описаны графически и сравнивались, в основном, с движениями различных животных. Первым медицинским трактатом, в котором упоминается о диагностике заболеваний по пульсу, является руководство для врачей «Шарнгадхара-самхита» (Śārngadharasamhitā), составленное Шарнгадхара (Śārngadhara) в XIV веке и основавшее новую традицию в медицинской литературе Индии.

Труд Шарнгадхары включал три раздела (кханда), каждый из которых делился на главы. Труд «Аштанга-хридая-самхита» – один из авторитетнейших трактатов по аюрведической медицине, содержит описание основных принципов обследования больного: осмотра (darśana), пальпации (sparśana) и опроса (praśna). К пальпации относился любой метод, основанный на прикосновении к пациенту руками (hasta-kāya-sparśana). Пальпация включала исследование пульса (nāḍī), оценку относительной теплоты или холодности тела, жесткости, мягкости или огрубелости кожи и позволяла установить лихорадочные состояния (jvara), увеличение органов брюшной полости (gulma), наличие поверхностных или глубоко расположенных абсцессов (vidradhi).

Пульсовая диагностика также описывается в таких более поздних работах аюрведической медицины, как Бхавапракаша (Bhavaprakasa), Брихадйогатарангини (Brihadyogatarangini), Йогаратнакара (Yogaratnakara), Сарвароганидана (Sarvaroganidana) Дханвантари (Dhanvantari), Надивиджнана (Nadivijnana) Канады (Kanada) и Раваны (Ravana), Надиджнанатантра (Nadijnanatantra) Санкарасены (Sankarasena), Надидарпана (Nadidarpana), Надинидана (Nadinidana) и Надипарикша (Nadipariksa) [2]. С течением времени пульсовая диагностика стала одним из важнейших компонентов восьмиступенчатого метода клинической диагностики – аштастханапарикша – вместе с анализом мочи, кала, осмотром языка, глаз, пальпацией и оценкой строения тела [4].

Начиная с 90-х гг. XX века, предпринимались попытки разработки инструментальных методов анализа пульса на основе методологии Традиционной Китайской медицины (ТКМ) и Аюрведы с использованием пульсоксиметрического метода (Uebaba K., Fenghao X., Ishiyama H. at al., 1993; Joshi A., Kulkarni A., Chandran S. at al., 2007).

В 2006 г. российскими исследователями был разработан алгоритм количественного анализа функционального состояния пациентов на основе семиотики понятий традиционной медицины (Аюрведа, ТКМ, тибетская медицина) с использованием метода вариабельности ритма сердца «ВедаПульс» (О.В. Сорокин, М.А. Суботялов, регистрационное удостоверение № ФСР 2011/12389), который впервые позволил соединить холистические подходы традиционных систем оздоровления и академические технологии, признанные современной медициной [1; 3].

Библиографический список:

1. Дружинин В.Ю., Сорокин О.В., Суботялов М.А. Сравнительные медицинские испытания аппаратно-программного комплекса «Ведапульс» // Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Кемерово, 2011. – С. 264–268.

2. Сорокин О.В., Манохар Р., Панова А.С., Суботялов М.А. Этапы становления и развития научных представлений о диагностике по пульсу // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7. – № 1. – С. 157–171. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1701.11

3. Сорокин О.В., Суботялов М.А. Опыт научно-практической разработки АПК «ВедаПульс» на основе алгоритмов Аюрведической медицины // Первый Российский Конгресс по комплементарной медицине: М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2013. – С. 216–217.

4. Суботялов М.А. Введение в Аюрведу. Пропедевтика Аюрведической медицины. СПб, 2011. Серия: «Библиотека «Фито-Ремедиума». – 237 с.

Ссылка на источник: Сорокин О.В., Панова А.С., Суботялов М.А. Современные возможности пульсовой диагностики в аюрведической медицине / Научные труды Объединенного конгресса: 2-ой конгресс по традиционной медицине стран ШОС/БРИКС/ЕАЭС, Национальный конгресс по аюрведической медицине, Национальный конгресс по традиционной китайской медицине, V конгресс по комплементарной медицине. – М.: НАТКМ, 2017 – с. 195-197