25 февраля 1964 года начались переговоры между СССР и Китаем по демаркации (уточнению) российско-китайской границы, которые всего через 5 лет, 2 марта 1969 года, завершатся кровавыми столкновениями российских и китайских пограничников на острове Даманском. Но почему уточнение спорных участков нашей с КНР границы затянулось почти на полтора века и, в конечном итоге, было фактически оплачено сотнями жизней советских и китайских пограничников?! На чьей они совести?
Красный карандаш графа Игнатьева
До 1858 года территории части Приамурья и всего Приморья по Нерчинскому договору 1689 года между Россией и Китаем являлись нейтральными, что тогда это устраивало оба государства. Однако, с течением времени, ситуация со значимостью этих территорий начала меняться, так как нарастала опасность занятия ничейных земель англичанами и французами. Подобную неблагоприятную перспективу хорошо представлял генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев: «Возникло не безосновательное предположение, что англичане займут устье Амура, - докладывал он 25 февраля 1849 года императору Николаю I. - Каких тогда потребуется сил и средств от правительства, чтобы Восточная Сибирь не сделалась английскою?..»
Являясь талантливым политиком и имея полномочия от императора, генерал-губернатор выступил инициатором заключения нового договора о границах с Китаем. Семь долгих лет шел сложный переговорный процесс, пока, наконец, 16 мая 1858 года, не был подписан Айгунский договор, по которому России отошел весь левый берег Амура вплоть до его устья. А непосредственным дополнением к соглашению стал заключенный 2 ноября 1860 года Пекинский договор, согласно которому граница между двумя странами была установлена по Амуру, Уссури и Сунгари, через озеро Ханка - до реки Тумыньдзян (ныне – Туманная). Россия, таким образом, окончательно закрепила за собой Уссурийский край. Можно было бить в ладоши? Да. Но – не очень энергично. По той причине, что именно Пекинский договор и стал отправной точкой затянувшейся почти на полтора столетия демаркации. Дело в том, что это соглашение обходило стороной вопрос принадлежности островов на реке Уссури. В рамках демаркационных работ российской делегацией была составлена и приложена к договору карта, на которой наш переговорщик, граф Николай Игнатьев, красным карандашом провел линию границы по сухопутному китайскому берегу рек Амур и Уссури - лишив тем самым китайскую сторону права пользования этими реками.
Китайский представитель принц Гун, естественно, отказался подписывать данную карту - однако император Китая Сяньфэн, в конечном итоге, договор утвердил (вместе с так и не подписанной картой). Это обстоятельство серьезно запутало дело демаркации границы. Россия же, несмотря на отсутствие четкой линии пограничного разграничения, сразу установила военный контроль над островами Большой Уссурийский и Тарабаров (спустя десятилетия – и над островом Даманским). А что было делать – оставить спорные острова ничьими? Ведь сам договор-то – подписан! И вообще: что говорит международное право в случае, если подписан текст договора, но не подписаны приложения к нему? Можно ли таким договором руководствоваться? Вот мнение доктора юридических наук Г., которому я и задал эти вопросы: «Приложения к договору являются его неотъемлемой частью и должны быть согласованы и подписаны так же, как и его основной текст. Если же такого согласования не было, то применяется только то, о чем договорились стороны, в нашем случае – «граница по реке», обычно - по тальвегу (линии, соединяющей наиболее пониженные участки дна реки) или посередине русла. Однако надо признать, что территориальные размежевания всегда были одними из самых сложных вопросов в истории международного права из-за трудности нахождения устраивающего все стороны компромисса. Поэтому очень важным здесь являлось достижение явно выраженного согласия между участниками переговоров - как в отношении определения линии прохождения границы в договоре, так и на местности. Совершение каких-либо односторонних действий в данном случае не являлось юридически обоснованным".
«Не обращая внимания на протесты китайцев»
Увы, рамки дзеновской статьи не позволяют детально и подробно осветить процессы, протекавшие на не согласованных в окончательной форме участках российско-китайской границы в течение последующих десятков лет. Скажу только, что в 1911 году Министерство иностранных дел России выпустит свет довольно смелую инструкциию для «прибрежного населения», в которой ему предписывалось «…до окончания размежевания пользоваться теми островами, которые они признают принадлежащими им, не обращая внимания на протесты китайцев». Но вот само размежевание, как это ни удивительно, затянется боле чем на сотню лет!
В феврале 1964 года, начав переговоры, стороны обменялись топографическими картами с обозначением своего понимания линии границы и создали рабочую группу. В результате изучения китайских карт и сопоставления их с советскими было установлено, что имеются расхождения на 22-х участках, из которых 17 расположены на западной части советско-китайской границы (ныне среднеазиатские республики бывшего СССР) и 5 участков - на восточной части границы. По итогам рассмотрения карт Москва сделала вывод о возможности проведения переговоров не по отдельным участкам, как это предполагалось ранее, а по всей границе, как настаивала китайская делегация. Такой подход стал возможен, поскольку на большей части протяжения пограничной линии жизненно важных расхождений граница не имела. Что касается речной границы на Дальнем Востоке, у сторон было одинаковое понимание того, что четкая граница должна была проходить по главным фарватерам Амура и Уссури. В связи с этим стороны могли подтвердить линию прохождения границы на участках, где стороны понимали ее одинаково – и это мог быть существенный прорыв (СССР и КНР не смогли договориться лишь по протоке Казакевичева). Китайская сторона была согласна на такой промежуточный вариант, однако в данном вопросе принципиальность проявил генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, настаивавший на позиции «либо все, либо ничего».
В результате подобного жесткого подхода, в августе того же года, переговоры были свернуты. Однако при этом было бы в корне неверным валить все на недальновидного Хрущева. Ведь и сами китайцы еще до начала переговоров отметились воинственными требованиями признания «неравноправными» Пекинского и Айгунского договоров, что, конечно, и подогрело решимость советского руководства стоять до конца и не уступать в мелочах вроде небольшой спорной протоки. Вместе с тем, большинство отечественных историков склоняются к выводу о том, что Китаю в те годы было особенно важно демонстрировать США свою решимость противостоять СССР.
Дальнейшее – известно. Равно как известно и то, что реальным провокатором вооруженного конфликта на острове Даманском выступила все же именно китайская сторона.
Споров больше нет
11 сентября 1969 года КНР проездом посетил глава Советского правительства Алексей Косыгин. Результатом его 4-часовой встречи в аэропорту с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем стала договоренность о возобновлении демаркационных переговоров. Советским пограничникам было дано указание освободить занятые спорные территории и охранять границы лишь до середины речных фарватеров. Им также вменялось поддерживать нормальные отношения с пограничными войсками и властями КНР, рассматривать все пограничные вопросы путем консультаций в духе доброжелательности и учитывать взаимные интересы населения пограничных районов обеих стран в области хозяйственной деятельности. Далее, во времена генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева, в 1987-1991 годах, были проведены переговоры, увенчавшиеся подписанием Соглашения о советско-китайской границе. Было установлено, что граница на Амуре должна проходить по главному фарватеру реки, при этом часть островов, ранее контролировавшихся СССР, в том числе и остров Даманский, стали китайской территорией.
Заключительный демаркационный «аккорд» прозвучал 14 октября 2004 года, когда президент России Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали Дополнение к Соглашению о российско-китайской границе. Так как в случае с хабаровскими островами нельзя было применить принцип разграничения по фарватеру, регулярно менявшему свое направление, был применен новый принцип – территории делились согласно ориентирам на местности. В итоге стороны договорились разделить остров Большой Уссурийский на южную китайскую и северную российскую части. Наш восточный сосед получил ряд территорий общей площадью 337 кв. км, а именно - участок земли в районе острова Большой (верховья реки Аргунь в Читинской области) и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский (в районе слияния рек Амур и Уссури). Комментируя соглашение, глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что речь не идет о территориальных уступках – «Острова юридически и в международно-правовом смысле никому не принадлежали».
Таким образом, впервые в истории России и Китая были сняты все претензии и спорные моменты на всем протяжения 4300 километров российско-китайской границы. Споров больше нет.
ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ЧИТАЙТЕ НА МОЕМ КАНАЛЕ, СДЕЛАВ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ЗАКЛАДОЧКУ!