Одно из самых больших разочарований моей юности – мысль о том, что жизнь не линейна.
В детстве ведь как думалось: это только сейчас всё плохо, но скоро выпускной, потом весёлые студенческие годы (они же «лучшие в жизни»), потом возможность самостоятельно себя обеспечивать, а дальше - волшебное неизведанное (когда не очень понятно, что ждет впереди, но точно что-то хорошее). Но, увы, принцип "сначала ты работаешь на зачетку, а потом она работает на тебя" в реальности функционирует далеко не всегда. Успех сегодня вовсе не гарантирует успех завтра (но это и есть лучшая мотивация для того, чтобы жить настоящим).
Впервые это откровение посетило меня в школе на уроках литературы при изучении биографии Льва Толстого. Судите сами: жил себе человек, выстраивал себя по кирпичикам, написал свой opus magnum, а в конце жизни разочаровался в своих убеждениях, ударился в мистицизм и так и не нашел ответы на мучившие его вопросы. Жизнь – это не график линейной функции, а синусоида, и лучшее, на что мы можем рассчитывать – оказаться в конце выше оси абсцисс (хотя, постойте, эти недофилософствования уже явно с контрольной по математике).
Вив Гроскоп в сборнике эссе «Саморазвитие по Толстому» гораздо веселее меня рассказывает о том, как русская классика повлияла на ее мировоззрение. Эта книга – не просто 11 эссе о знаковых произведениях русской классической литературы, это прежде всего исследование русской души иностранцем, безгранично влюбленным в Россию и её культуру (да, да, такие существуют!). Пытаясь разобраться в происхождении своей фамилии, Вив Гроскоп начинает с чтения «Анны Карениной», а заканчивает изучением русского языка, стажировкой в Петербурге и познанием себя через чтение русской классики. В своих эссе она смешивает рассуждения о книгах с интересными фактами из биографий писателей и просто уморительными историями из своей жизни, попутно иронизируя над жанром «селф-хелп» литературы.
Если, выпустившись из школы, вы дали себе обещание больше никогда не читать русскую классику, но сейчас хотите наверстать упущенное – «Саморазвитие по Толстому» может стать источником вдохновения для того, чтобы, наконец, сдуть пыль с первого томика «Войны и мира» и вспомнить, о чём там думал Андрей Болконский под небом Аустерлица. А если к русской классике рука всё равно не тянется, но интересно, какой нашу страну видят иностранцы – этот сборник обязателен к прочтению.
Какие-то факты для нас могут показаться банальными, а выводы – простыми, но, помните, что целевой аудиторией этой книги являемся не мы, а другие иностранцы, для которых Вив Гроскоп пытается приоткрыть маленькую дверь в большой мир русской культуры.