Найти тему

Гендерные стереотипы на Северном Кавказе. Неужели до сих пор?

Дверь мне придержи!

-А ещё путёвку оплати; в ресторане платишь ты; ну открой консервную банку; и розовую футболку сними, как нравится?! Ты ж мужик.
-А не пойти бы тебе сварить щи, дорогая! Ты дома сидишь – не работаешь, как устаешь?! Я запрещаю тебе работать! Ты ж женщина.

И это минимум безобидных мнимых требований людей, относительно их гендерной принадлежности. Почему? Зачем? А, что, если требования не заканчиваются на этом, а перерастают в конфликты семей, поколений, общества, а еще хуже - стереотипы. Возникают движения, как бы их мягко назвать, с сомнительными целями и средствами достижения. Я хочу затронуть, непосредственно касающуюся лично меня, тему – гендерной политики на Северном Кавказе. Данный регион – это обитель патриархальности, традиций, которые не всегда укладываются в голове наблюдателя. Крайне мало исследователей, чей взор пал вглубь проблемы. Отдельно взятые аспекты просматриваются у М. Текуева, Р.Ханаку, Я. Смирновой, С. Сиражудиновой. Саида Сиражудинова – девушка, а еще президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем. Именно её материал дал мне почву для размышлений. Она всецело поглощена подобными темами, часто пишет о региональных проблемах. К слову, в декабре 2018 года Саида пожаловалась на слежку в Москве. Выводы оставляю сделать вправе самим.

Дагестан, Ингушетия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Чеченская и другие республики являются частями Российской Федерации, и, соответственно, их гендерная политика основывается на равноправии полов, закрепленных в Конституции РФ. Важнейший документ, вчитайтесь (!) документ. А на практике что?

Мой разговор состоялся с жителями одной из вышеуказанных республик – КБР, представителями кабардинской народности, семьёй Азамата и Карины К. «Слово мужчины – закон» стереотип? Стереотип! Мой собеседник несколько раз упомянул эту фразу. Признаюсь честно, я была не удивлена. Между делом, они мне рассказали о своей приятельнице Элине, чья новоиспеченная свекровь всеми доступными средствами заставляет её удалить татуировку с плеча. «Она же девушка, будущая мать» - объясняет Азамат. «А многочисленные тату у её сына совершенно не смущали» - добавила Карина, скромно улыбаясь. Небезызвестно, что даже между женщинами существует особая иерархия, одна находится на более высоком уровне, чем другая. И это мать, а в данном случае свекровь. Она сакральна, неприкосновенна. «А свою жену я украл». И тут же у меня возник вопрос: «Вы в курсе, что глава Чечни Рамзан Кадыров заявил о победе над такой древней кавказской традицией, как похищение невесты ещё в 2013 году?». На что мои собеседники ответили, что поженились еще в 2007. Точнее, ответил Азамат.

Безусловно, сознание, как мужчин, так и женщин находится под влиянием их территориальной принадлежности. В сёлах, где наибольшая концентрация мононациональности, традиции на гендерные различия и стереотипы влияют гораздо больше, нежели в городах. К примеру, в с.Аргудан смысл жизни женщины – семья, по мнению 72% опрошенных*. А в г.Нальчике – 51%. Разница существенна. Обусловлено это тем, что в сёлах жизнь протекает иначе: многочисленные работы в огородах, на полях, развлечениями чаще выступают совместный просмотр телевизора, а праздники проходят строго по традициям. Например, в праздничные дни жители небольших населенных пунктов раздают лакомства, в частности, лакумы всем соседям – 89% респондентов. В столицах же показатель гораздо ниже – 56%. Женщины сослались на усталость после трудового дня, готовить-то им.

Северный Кавказ – место вообще интересное. Начиная от публичных извинений чеченских мужчин по разнообразным причинам, заканчивая абсолютным бесправием женщин в некоторых семьях. В сети, да и на слуху достаточно примеров подобных случаев. Напомню один, в 2017 году уроженец Чечни Мовсар Эскарханов стал первым гомосексуалистом, рассказавшим о своей ориентации. На видео прозвучало: «Я не буду скрывать лицо. Я не хочу даже скрывать лицо. Пускай весь мир увидит мое лицо», — сказал Мовсар. Спустя некоторое время: «Они опозорили меня перед чеченским народом и чеченским правителем, меня подставили. Поэтому я прошу прощения у жителей Чечни, руководства Чечни, чеченцев, проживающих на Северном Кавказе и в Европе», — сказал он. Занимательно.

В связи с этим хочу упомянуть несколько общественных организаций, которые хотя бы пытаются.

«Мать и Дитя» - Дагестан, 8 (928) 517 07 63;
«Нийсо» - Чечня, 8 (928) 745 04 40;
«Ставропольский центр социальной помощи семье и детям» - Ставрополь, (8652) 28 02 95;
«Республиканский Центр социальной помощи семье и детям Министерства труда и социальной защиты КБР» - +7 (86635) 40559, Нарткала.

На мой взгляд, гендерные стереотипы были и будут актуальны, пока будут существовать рядом мужчины и женщины. А еще пока дверь будут придерживать, потому что мужчина должен, а не потому, что хочет.

*Анкетный опрос. Выборка - 157 респондента.