Даже в названии "локальные" в войнах этих есть травматический смысл. Локальные боевые действия - это значит, что не все государство нацелено на победу... Многие чиновники остаются в сторонке и потом позволяют себе выражения: "Я вас туда не посылал!" Раны, полученные в ограниченных войнах, особенно душевные, быстро не заживают... Вот почему в России самым тяжким испытанием остается возвращение с войны.
...Для корректировки духовного равновесия ищут тех врачей, кто прошел через горячие точки - саперов человеческих душ - и, если повезет, находят.
Врач-реабилитолог Валерий Михайлович Михайловский (1951-2015) оказывал сопротивление войне в Абхазии, Карабахе, Осетии и Ингушетии, в Чечне и Дагестане. Два года, не применяя медикаментозных средств, восстанавливал американских ветеранов Вьетнама, леча словом и отношением...
Он из семьи ветерана Великой Отечественной войны. Его отец Михаил Семенович (1924-1994) в 18 лет лишился обеих ног... Ходил на протезах. И, несмотря на тяжелейшее ранение, стал врачом, ученым, общественным деятелем. Профессор Михаил Семенович Михайловский считал, что реабилитация - это процесс воспитания творческой, общественно-полезной личности, утверждая, что "помимо помощи друзей и общества, нужны еще крепкая воля самого ветерана, желание жить". И наличие этого стимула полагал самым главным. Сын Валерий развил идеи отца, сделал реабилитацию главным делом своей жизни.
* * *
От войны к войне реабилитация ветеранов боевых действий в России - дело постоянно новое. То его заполитизируют, то переусердствуют с разоблачением или поторопятся оставить в учебнике истории от той или другой войны не больше трех строчек... Кто озаботится внутренним миром ветерана, когда его таковым официально не признают? Российский закон в сторону правды быстро не развернешь. Добровольцы в России законодательством не предусмотрены. А полученные контузии, ранения, государственные награды - это, дескать, ваше личное дело. Вам, гражданским героям боевых действий, льготы и военные добавки к пенсии по статусу не положены.
Многие годы Валерий Михайлович Михайловский оказывал помощь таким жертвам войны... Он создал некоммерческую организацию "Мир Человека", объединив специалистов по реабилитации в добровольное общественное движение, направленное на психологическую поддержку ветеранов войн, инвалидов, членов семей погибших военнослужащих.
В 1990 году в Зеленограде Валерий Михайловский организовал негосударственный центр для инвалидов и ветеранов войн под названием "Школа реабилитации", который оказывал бесплатную помощь людям в течение семи лет.
В 1998 году по инициативе Михайловского и поддержки префектуры Зеленограда на базе "Школы реабилитации" было создано государственное учреждение "Реабилитационный центр по социальной адаптации инвалидов и участников военных действий" Департамента социальной защиты населения города Москвы.
"Мир Человека" стал учредителем подобных Центров в Свердловской области, Красноярском крае и Москве.
Два года назад я участвовал в реабилитационном марш-пробеге инвалидов и участников военных действий по маршруту Спасо-Бородинский монастырь - Реабилитационный центр "Мир Человека" (деревня Татариново): протяженность трассы - 5,5 километров. Рядом со мной шел Александр Артюшкин. Он был ранен в бою под Ярыш-Марды, и мы уже встречались в Зеленоградском Центре, испытав на себе реабилитационные оздоровляющие методики Михайловского.
Главным нашим воспоминанием было то, что с первых часов присутствия в центре мы оказались в семейной, доброжелательной атмосфере, нам привили навыки самовосстановления. Мы встретились с людьми, которым поверили, стали содержательнее смотреть в будущее. Вырванные из привычного хаоса отношений, около месяца мы находились в неагрессивной среде, где жизнь текла ровно, спокойно, где тебе объяснили, что все с нами происходящее - послевоенная норма.
В ту пору, побыв в Москве несколько часов, я возвращался электричкой в реабилитационный центр. Сидя у окна, читая газету, перелистывал страницы "толстушки". И вдруг сидящий напротив мужчина в форме железнодорожника стал кричать, что вот он, машинист электровоза, едет со смены домой, а тут перед его носом быстро перелистывают страницы и мешают отдыху. Пятнадцать дней назад я бы в первую очередь подумал о себе, что меня оскорбили и надо адекватно ответить.... Но, побывав в руках Михайловского, я прежде всего поставил себя на место сидящего напротив, и понял, что машинист психически крайне переутомлен. Я убрал газету, пересел на другое место, а машинист еще долго разговаривал сам с собой.
Главная реабилитационная задача Михайловского - восстановить личность, способную к созиданию, и высокий профессионал, воодушевленный отцом, создал на въезде в деревню Татариново новый Центр реабилитации "Дом защитников Отечества на Бородинском поле". Центр строился на личные сбережения сотрудников Автономной некоммерческой организации "Мир Человека" и пожертвования людей, обладающих соответствующими нравственными качествами, заинтересованных в реабилитации ветеранов войн и инвалидов.
...Гражданским чиновникам нелегко осознать, что современные армии уже давно воюют малыми группами, где идущий впереди сапер в особом статусе и цене...
Виталий Носков,
ветеран боевых действий,
Секретарь правления Союза писателей России, 2013 год
(статья публикуется в сокращённом варианте; рассказ о значимых мероприятиях АНО "Мир Человека" будет продолжен)
Памяти Валерий Михайловского
Восходя по ступеням жизненного пути Валерия Михайловича Михайловского, я вспоминаю строки стихотворения А. С. Пушкина «Деревня», написанные в 1819 году:
«Не видя слёз, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…»
Не жажда славы, не честолюбие, не чувство власти, а бесконечное сострадание к жертвам войн и насилия, высокий альтруизм и призвание Врача от Бога подняли судьбу доктора медицинских наук Валерия Михайловича Михайловского на необычайную человеческую высоту. Мы близко дружили более 35 лет. Его сердечная открытость, юмор, обаяние, удивительное человеческое тепло…
После распада СССР он создал на личные средства Реабилитационный Центр инвалидов войн и боевых действий в городе Зеленограде, он создал в городе Зеленограде институт «Мир Человека» и Фонд памяти отца Михаила Семёновича Михайловского, Он создал Дом Защитника отечества на Бородинском поле и организовал ежегодный международный марш-пробег инвалидов на Бородинском поле. В этот марш-пробег Михайловский вложил личное национальное видение природы социального альтруизма.
В.М.Михайловский более 20 лет организовывал и руководил международными конференциями по реабилитации инвалидов. Валерий Михайловский руководил секцией «Реабилитологии» Московского общества естествоиспытателей природы — старейшего научного общества.
Он оказывал благотворительную помощь монастырям России и стран СНГ. Этот великий Помазанник Духа заложил основы уникального направления в реабилитации инвалидов войн и жертв экологических катастроф. Он создал свою школу, учеников и целое направление.
Расставшись с личным покоем, Валерий Михайлович Михайловский наполнил наш жестокий мир силою добра, защищая высокие идеалы человечности. Бессмертный марш-пробег инвалидов на Бородинском поле воплотил всю русскую действительность конца ХХ — начала ХХI веков.
Умная, целенаправленная доброта Валерия Михайловича Михайловского наполнялась стремлением сделать счастливыми самых обездоленных на земле людей — простых инвалидов.
Человек подвига, Валерий Михайловский сдвинул глыбу рутинной чиновной бюрократической подлости, которая постоянно давила на него.
Валерий Михайловский любил цитировать известное паскалевское изречение:
«Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он мыслящий тростник. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной, достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не осознаёт».
26 ноября 2015 года вечером я позвонила. Он сказал, что заболел и предстоит операция. В 4 утра 27 ноября 2015 года его не стало.
Не уберегли…
Скорбь наша безгранична.
Его уход — невосполнимая утрата для всех, кто был рядом с ним. Это невосполнимая утрата для России.
Галина Хотинская