Согласно 229 статье Налогового Кодекса РФ, до 30 апреля года следующего за отчётным необходимо подать декларацию по форме 3-НДФЛ для лиц, кто продал имущество, является ИП, нотариусом, адвокатом и т.д.
Возьмём отдельно доходы, полученные от продажи имущества. Граждане по-разному относятся к самой сути этого налога, но сейчас не об этом.
В ФНС поступает информация о имеющемся имуществе, и о продаже имущества. Работникам ФНС большого труда не составит открыть свою базу и отследить, что у кого имеется, кто что продал, или купил.
Но при этом на практике всё же возникают очень интересные ситуации, заставляющие задуматься.
В конце апреля 2019 года одному пожилому мужчине (назовём его Михаил Петрович) приходит письмо из ФНС с напоминанием предоставить налоговую декларацию. Дело в том, что в 2016 году Михаил Петрович приобрёл долю в доме и долю в земельном участке, где этот дом находится. В 2018 году он и владелица оставшейся доли земельного участка и дома решили прекратить долевую собственность, разделив этот участок на два отдельных. Что хотели они сделали, прибыли никто из них не получил, только расходы в виде оплаты услуг юристов и государственных пошлин.
И тут в конце апреля 2019 года герою сего повествования приходит письмо, о котором выше уже написано. Михаил Петрович дозванивается в региональное отделение ФНС с намерением разрешить ситуацию по телефону. Однако ему собщают, что предоставить информацию (соглашение о разделе и другие документы) можно либо через интернет, либо путём личного визита в отделение ФНС. От интернетов, компьютеров и прочих новых изобретений, в силу возраста Михаил Петрович далёк, поэтому поехал к налоговикам лично, потратив в итоге на дорогу и разбор ситуации часа 2 своего времени.
Приехав туда, и обратившись в нужное окно, никак не мог объяснить ситуацию сотруднице, потому что она не знала, что такое долевая собственность. Интересно, конечно же, кто её с такими познаниями туда принял, но сейчас не об этом. Михаил Петрович, хотел оставить им копии своих документов ( у него с собой оригиналы), у сотрудницы рядом ксерокс и при этом она сидит, и с надменным видом говорит - иди туда, там тебе платно снимут копии. Михаил Петрович начал возмущаться, требовать встречи с руководством, кто мог бы разрешить этот вопрос, на что ему ответили, что не приёмный день. Правда день тут же оказался приёмным, после того как Михаил Петрович пригрозил обратиться в прокуратуру и губернатору.
Надо отдать должное руководителю отдела, подчиненные которого занимались этим вопросом, он абсолютно адекватный человек. Он тут же зашёл в базу, и увидел, что участок и дом не были проданы, а прекращена долевая собственность. После пригласил сотрудницу, отправлявшую письмо, и предупредил, что так работать нельзя. Отправить письмо налогоплательщику занимает гораздо больше времени, чем посмотреть интересующую информацию в базе. Да и стоит это дороже - бумага, конверт, пересылка, а оплачиваем всё это мы с Вами - налогоплательщики. А самое главное - подрывается авторитет сотрудников ФНС и ведомства в целом.
Создаётся лишняя бюрократия, которая мешает всем нам жить. Сам Президент не раз критиковал чиновников за бюрократизм, но походу не все они к себе его слова относят. А Михаил Петрович, зная, что у него всё в порядке мог бы и не предпринимать никаких действий, никуда не звонить и не ехать. Ну позже сняли бы у него деньги за непредставление декларации, обжаловал бы он это действие в Прокуратуру или в Суд, вернул бы деньги, а сотрудников ФНС бы наказали. Может только таким образом можно заставить их нормально работать, как Вы считаете?