Полная прозрачность: для норвежцев, это так же естественно, как дышать. Настолько, что каждый год в октябре ежегодные налоговые декларации норвежских граждан размещаются в интернете на официальном сайте норвежской налоговой администрации, и каждый может посмотреть. Эта традиция публичного распределения доходов не нова, но она очень говорит о том, какое общество и налоговая система хотят иметь норвежцы.
Налог на доходы физических лиц был впервые введен в Норвегии еще в 1882 году, и это было государственное дело с самого начала. Это было почти за столетие до того, как нефть была найдена в Северном море, и тогда Норвегия была относительно бедной страной, жители которой были в основном фермерами с долгой историей борьбы с налогообложением, и чьи муниципалитеты были самоуправляемыми. От всех ожидалось, что они будут отдавать столько, сколько смогут, чтобы содержать фонд помощи бедным и школьный фонд; если все было открыто, никто не мог жаловаться. Тогда граждане шли в мэрию или местную налоговую инспекцию, чтобы ознакомиться с налоговыми списками, и таким образом люди могли убедиться, что все вносят справедливый вклад.
Религия также сыграла ключевую роль в этом: Норвегия, как и остальная Скандинавия, была Лютеранской страной с начала 1500-х годов, когда в Европе произошла протестантская Реформация. Основные протестантские ценности, такие как бережливость, смирение и трудолюбие, веками проникали в скандинавов – платить налоги и вносить свой вклад в общий котел, чтобы государство могло помогать другим, было частью того, чтобы быть хорошим христианином.
Janteloven (закон Jante), набор негласных правил, которым следует большинство людей в Скандинавских странах (и впервые задокументирован в 1933 году автором Акселем Сандемосом), еще больше усиливает протестантское мышление. Янтеловен предостерегает от предполагаемого зла индивидуализма; скандинавов учат, что они не должны думать, что они особенные, или полагать, что они лучше, чем их коллеги-скандинавы. Конфиденциальность в этом контексте менее желанна, чем в более индивидуалистическом и оппортунистическом обществе: когда дело доходит до финансовых вопросов, никто не нуждается в конфиденциальности, если ему нечего скрывать.
Janteloven играет неотъемлемую роль в политике Норвегии и Швеции по публикации заработной платы каждого, и это помогает обеспечить, чтобы каждый получал одинаковую сумму денег за один и тот же вид работы (в Швеции, в частности, эта политика внесла значительный вклад в устранение гендерного неравенства в оплате труда). Но это также превратило налогообложение в способ, которым люди могут показать, что они доверяют государству. Норвегия использует ставку налога, которая обеспечивает справедливое распределение налогового бремени в зависимости от дохода, и налог вычитается непосредственно из вашей зарплаты каждый месяц. Это позволяет государству использовать налоговые деньги для финансирования своего обширного государственного сектора, от здравоохранения и образования до транспорта и связи. Все видят, что система работает, так как все получают выгоду от социального обеспечения государства, поэтому все (в основном) стремятся продолжать платить налоги.
Сегодня, в мире, где президенты и премьер-министры некоторых стран, как известно, отказываются раскрывать свои налоговые декларации, политика Норвегии по публикации всего в интернете может стать шоком для не-скандинавов. В Швеции и Финляндии люди могут узнать о чьих-либо налоговых декларациях, просто позвонив по телефону, но Норвегия-единственная страна, где вы можете просто посмотреть эту информацию на правительственном веб-сайте. Некоторые опасаются, что эта практика может привести к тому, что люди будут шпионить, чтобы узнать, что зарабатывают их соседи или сколько налогов платит их босс.
К счастью, существуют контрмеры для обеспечения того, чтобы люди не злоупотребляли этой услугой. Начиная с 2014 года, вам нужно войти в систему, чтобы получить доступ к информации, и когда вы проверяете налоговые декларации конкретного лица, ваш поиск каталогизируется; когда человек, которого вы искали, входит в систему, они сразу видят, что вы искали их. Кроме того, вы можете просматривать не более 500 записей в месяц, хотя это ограничение не распространяется на журналистов.
Эта прозрачность вокруг налогов в Норвегии затрудняет людям рассмотрение уклонения от уплаты налогов, если они даже так склонны. И это, безусловно, держит большинство компаний в узде, как с точки зрения декларирования прибыли, так и когда дело доходит до предложения конкурентоспособных зарплат. Когда все видят, сколько зарабатывают другие, разговор о повышении внезапно становится намного проще – или ненужным.