Найти в Дзене
Rетроспектива

По следам депортированных : спецпоселок «12-й километр»

В сегодняшней статье я расскажу о своем походе вдоль заброшенной железной дороги в окрестностях станции Суслонгер в Республике Марий Эл. Цель похода - место, на котором находился спецпоселок «12-й километр». В далеком 1944 году сюда, в глухие м арийские леса, были высланы на вечное поселение крымские татары. Подробнее об истории этого места, а также воспоминания спецпоселенцев вы можете прочитать в других статьях на моем канале. Заброшенная ныне узкоколейка раньше называлась Юшутской веткой. Свое начало она брала на станции Суслонгер. Строительство началось в конце 1930-х годов. Ветка нужна была для нужд местного леспромхоза, по ней вывозили лес от реки Юшут и с дальних участков. Вдоль железной дороги располагалась целая сеть населенных пунктов со специфическими названиями : «10-й километр» , «12-й километр», «19-й километр». Они были привязаны к конкретным участкам железной дороги и служили для концентрации рабочей силы. Спецпоселок «12-й километр» использовался в качестве временн

В сегодняшней статье я расскажу о своем походе вдоль заброшенной железной дороги в окрестностях станции Суслонгер в Республике Марий Эл. Цель похода - место, на котором находился спецпоселок «12-й километр». В далеком 1944 году сюда, в глухие м арийские леса, были высланы на вечное поселение крымские татары. Подробнее об истории этого места, а также воспоминания спецпоселенцев вы можете прочитать в других статьях на моем канале.

Источник - https://vk.com/retrospektive
Источник - https://vk.com/retrospektive

Заброшенная ныне узкоколейка раньше называлась Юшутской веткой. Свое начало она брала на станции Суслонгер. Строительство началось в конце 1930-х годов. Ветка нужна была для нужд местного леспромхоза, по ней вывозили лес от реки Юшут и с дальних участков.

Источник - https://vk.com/retrospektive
Источник - https://vk.com/retrospektive

Вдоль железной дороги располагалась целая сеть населенных пунктов со специфическими названиями : «10-й километр» , «12-й километр», «19-й километр». Они были привязаны к конкретным участкам железной дороги и служили для концентрации рабочей силы.

Источник - https://vk.com/retrospektive
Источник - https://vk.com/retrospektive

Спецпоселок «12-й километр» использовался в качестве временного лагеря для немецких военнопленных, которые появились в Марийской АССР летом 1941 года. Это был личный состав лагеря НКВД №100, который был переброшен в тыл из Украинской ССР в связи с началом войны. Подробнее об этом я расскажу в следующих статьях.

Источник - https://vk.com/retrospektive
Источник - https://vk.com/retrospektive

Из воспоминаний спецпоселенца :

«Это был настоящий лагерь, где до нас содержали немецких военнопленных, бараки были обнесены колючей проволокой, по углам со времен немецкого лагеря стояли сторожевые вышки»

Источник - https://vk.com/retrospektive
Источник - https://vk.com/retrospektive

В июне 1944 года сюда прибыли депортированные крымские татары. По официальным данным, тут проживало 260 человек. Спецпоселок считался режимным и был изолирован, обслуживался комендатурой НКВД. Население было занято в основном на лесозаготовках.

Река Юшут в районе старого моста. Источник - https://vk.com/retrospektive
Река Юшут в районе старого моста. Источник - https://vk.com/retrospektive

Они прожили в этих местах 12 лет и только в середине 1956 года смогли выехать отсюда. Замечу, что пункт «12-й километр» существовал до середины 70-х годов, а железная дорога действовала и в начале 2000-х. С тех пор территория спецпоселка заросла лесом, никаких следов не осталось. Найти его на местности можно только по старым картам.

Не забудьте оценить статью и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ