Как известно, произведения искусства стареют и разрушаются от времени. Картинам великого Василия Ивановича Сурикова еще не так много лет, но они осыпаются довольно интенсивно. Причина - в популярной на рубеже XIX и ХХ веков живописной манере. Речь о пастозной масляной живописи по масляному же грунту.
Традиционная живопись маслом знает три вида грунта.
1. Клеевой. Чаще всего белый наполнитель - мел или сухие цинковые белила - смешивают с водным раствором клея. Клеевой грунт не очень удобен для холста, но хорош для дерева. Иконы пишут по клеевому грунту - левкасу. Он вытягивает масло из красок, отчего они могут тускнеть. Поэтому до того, как писать масляными красками, такой грунт полезно прокрыть лаком.
2. Эмульсионный. В этом случае помимо водного клея в грунт добавляют еще и льняное масло. Такой грунт очень хорош - он эластичен, малопроницаем для масла. Краски прилипают к нему хорошо.
3. Масляный. Это просто толстый слой масляной краски, нанесенный на живописный холст.
В конце XIX столетия художественный холст производили промышленным способом. И грунтовали именно масляным грунтом. Потому что в условиях фабрики это было проще всего. Именно на масляном грунте написаны великие произведения Сурикова и Репина.
При высыхании масляная краска покрывается прочной и очень гладкой пленкой, непроницаемой для масла. Краска плохо прилипает к такому грунту. Если художник пишет тонкими слоями красок, как Айвазовский (он тоже любил масляный грунт), то ничего страшного, картина проживет долго. Если же художник пишет пастозно, как Суриков и Репин, то сохранности не будет.
Суриков писал толстым слоем краски из двух соображений: во-первых, это сильно ускоряло работу. "Явление Христа народу" Александра Иванова - картина, сравнимая по размеру с "Боярыней Морозовой" и "Утром стрелецкой казни". Но Иванов успел написать одну такую огромную картину, а Суриков - семь. Во-вторых, искусство развивается, приходят новые стили, и художник должен идти в ногу со временем, если хочет быть услышанным современниками.
Можно улучшить сцепку красок с холстом (адгезию), если добавлять в краски большое количество живописного лака, как поступал художник Малявин. Тогда сохранность живописи будет гораздо лучше. Живописные лаки делают из смолы хвойных деревьев. Например, пихты. Но Суриков и Репин, как и многие другие художники их эпохи, писали на чистом льняном масле.
Вот почему шедевры наших великих мастеров так легко разрушаются и постоянно нуждаются в реставрации. К счастью, в России хорошая школа реставраторов, поэтому есть надежда, что прекрасные полотна Сурикова увидит еще не одно поколение.