Найти тему
Берега времени

Будни средневековой инквизиции. Молот ведьм и Суд божий

Средневековые источники сохранили для потомков невероятный по своей абсурдности вид судебного разбирательства это, так называемый, "суд божий".

Процедура суда проходила следующим образом подозреваемый подвергался проверке посредством испытания огнем, водой, крутым кипятком или, к примеру каленым железом. Чтобы доказать свою невиновность или силу веры, испытуемый должен был строго определенное время удерживать в руках кусок раскаленного металла. Спустя три дня проводился осмотр если следов от ран не обнаруживали подсудимого объявляли невиновным, в противном случае, к человеку не выдержавшему испытание применялись жесткие меры карательного характера.

Действо это сопровождалось церковным ритуалом со всеми присущими ему атрибутами, а результат, полученный таким способом, считался достаточным и исчерпывающим судебным доказательством.

Но это лишь "цветочки" в сравнении с беспрецедентной жестокостью, безапелляционностью, и дикостью, развернувшейся в Центральной и Западной Европе 15-17 веков, массовой охоты на ведьм.

-2

5 декабря 1484 г. папа Иннокентий VIII выпустил так называемую «Буллу о ведовстве». Спустя несколько лет в 1486-7 году двумя монахами доминиканцами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером был издан получивший широкую известность трактат по демонологии под названием «Молот ведьм».

Книга объединила в себе известные на тот момент знания ученых-богословов о ведьмах и колдовстве, а также всевозможные способы борьбы с ними. Жестокость и кровожадность духовных пастырей и ревнителей благочестия посвятивших себя борьбе за чистоту веры, казалось бы, выходит за рамки человеческого понимания. Замечательно однако, что этот фундаментальный труд состоящий из 3 частей, 42 глав и 35 вопросов стал своего рода бестселлером времен средневековья выдержав не менее 29 переизданий.

-3

Наверное, было бы несправедливо перекладывать всю вину за страдания тысяч замученных жертв инквизиции лишь на радикально настроенных представителей церкви. Ведь подобные умонастроения были свойственны выходцам из самых разных социальных слоев общества. Их справедливо было бы назвать необходимыми составляющими, формообразующими идеями массовой культуры того времени.

«Колдуны и ведьмы, писал духовный лидер протестантской реформации, священнослужитель и богослов Мартин Лютер, суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели... понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам Дьявола».

Ясно отражает состояние средневекового мира, в котором душа человека стала полем сражения сил света и тьмы, легенда связанная с казнью чешского мыслителя и проповедника Яна Гуса, который отказавшись отречься от своих убеждений, судом инквизиции был приговорен к смертной казни. Когда он, как враг церкви и опасный еретик, был возведен на костер подошла незнакомая старушка ревностная католичка и в порыве религиозного чувства подкинула в разгоравшийся костер вязанку хвороста. Рассказывают, что увидев это Ян Гус сокрушенно воскликнул («O sancta simplicitas!») «О, святая простота!».

Читайте также: Трудовые будни святой инквизиции

Друзья, если вам понравилась публикация, пожалуйста ставьте «лайк» и подписывайтесь на наш канал. Для нас это очень важно. Мы постараемся вас не разочаровать.

-4