Благими намерениями вымощена дорога в ад. С давних пор озеленители Москвы активно внедряли в ландшафт столицы деревья и кустарники чьей целью должно было быть, кроме эстетической составляющей улучшение качества воздушной среды города, а именно - поглощение ядовитых выбросов развивающихся промышленности и автотранспорта, насыщение воздушной среды воздухом, простите за тавтологию. В шестидесятые-семидесятые страна строилась. Расцветала и столица нашей родины. Стройными шеренгами вдоль бульваров и проспектов возносились быстрорастущие и неприхотливые виды деревьев.
И нет чтобы озеленителям того времени деликатную ароматную лиственничку рассаживать повсюду. Так ведь какому-то врагу народа приглянулись исключительно вредоносные виды.
Первый злодей - тополь чёрный. Притом тополь наш земляк, он в некоторой степени родственник ив и расселяется как ивы - на песочке, поближе к воде. В город его завезли помимо его древесной воли.
Прошли годы. Все эти годы тополь усердно пушил, противостоял усилиям арбористов, восстанавливал ветви, пускал поросль от корня, но в то же время и неумолимо старел - у него портилась кора, загнивала сердцевина. Если вы заметили, несмотря на интенсивную летнюю пушистость наших улиц, молодых самосевных тополей на ней не так уж и много. Ну, не климатит ему тут.
Но в этой статье я хочу поговорить про другую заразу, бесцеремонным поведением подтверждающую своё американское происхождение. Имя этого саботажника всем нам в той или иной степени знакомо. Знакомьтесь: клён ясенелистный он же ясень американский. Един в двух лицах и вездесущ.
На самом деле, клен ясенелистный интродуцирован в Европу и в Россию аж в восемнадцатом веке и уже с тех самых пор, ничтоже сумнящеся, он расползается по Евразии. Оказалось что он весьма зимостоек - добрался до Якутии. Рано созревает - в шесть семь лет начинает уже активно заниматься самосевом (куда смотрят родители!). Растёт быстро и мощно как пресловутый американский бройлер, притом растёт практически везде, предпочитая хорошо освещённые места и плодородные почвы. Бедные почвы и затенение переносит, активно меняя своё положение в пространстве. Вы же все видели, какое множество таких американцев растёт вбок, с немыслимым, угрожающим наклоном, стараясь выбраться из тени крупных деревьев и домов? Странно что он с такой приспособляемостью и гибкостью ещё не мутировал в лиану или не отрастил себе подвижные щупальца-корни-ноги.
Сейчас клён ясенелистный это головная боль не только московских озеленителей - проблема всероссийская. В городской черте у нас каждый кустик под учетом - просто так рубить нельзя. А сам он вымирать не планирует, о чём свидетельствует бойкая поросль, вносимая во все реестры как деревья.
Здесь всё не так однозначно. Вроде - затрат на посадку нет, никаких проблем с приживаемостью, рост и здоровье - уникальные. То есть прикладная дендрология ликует. Но вот теоретики, экологи-ботаники-дендрологи - у них сердце кровью обливается. Они знают чуть больше чем мы с вами. Они знают что листовой опад этих растений содержит вещества подавляющие рост других, более деликатных растений и даже травы, что пыльца его не менее аллергенна, чем берёзовая или тополиный пух. Википедия утверждает, что заботливо всасываемые им из воздуха канцерогены он окисляет в их более опасные формы. Вобщем ужас ужас ужас.
Казалось бы да, Википедия вам ещё и не такое напишет. Но с другой стороны ботаника не политика, с какой стати кому либо очернять растение. В той же Википедии написано, что пресловутый американовский и канадский кленовый сироп гонят (выжимают?) из разных клёнов, в том числе и из него родимого - ясенелистного. Если по ту сторону океана его потребляют и не мрут, то может всё и не так уж трагично?
Так что выводы, как водится, делаем сами. Дружно встаём с топорами и лопатами наперевес хмуря брови для вящего устрашения зелёного противника, или делаем вид что всё хорошо, а честь сражаться с этой напастью оставляем нашим потомкам.
Одной вещи мы, пожалуй, можем научиться у этого зелёного хищника - стойкости.