С черного-белого снимка на нас смотрит очаровательная и загадочная женщина. Тонкая и ранимая душа, актриса снявшаяся как в немых кинофильмах, так и сыгравшая свои роли в различных спектаклях. Ее зовут Августа Леонидовна Миклашевская - муза и последняя настоящая любовь поэта Сергея Александровича Есенина.
Августа Леонидовна Миклашевская это тайна и загадка любви Есениной. Его стихи посвященные ей противоречивы и прекрасны, бурные и спокойно-нежные и сама она была спокойно-нежная и одновременно бурная.
Августа Леонидовна Спирова (девичья фамилия) родилась 11 января 1891 года в Ростове-на-Дону. В 18 летнем возрасте родители Августы поженились - а дочь стала первым родившимся ребенком, после смерти трех сыновей, даже позже когда у них было три сына и шесть дочерей - Августа была особенной, ее берегли.
Еще обучаясь в гимназии, Августа увлекалась театром и понимала что свяжет свою жизнь с ним.. В последние годы учёбы Августы в гимназии семья Спировых жила в Нахичевани-на-Дону.
Чтобы скопить деньги на билеты в театр, Августа ходила пешком в гимназию, а уже в выпускном классе играла роль Софьи в спектакле «Горе от ума».
После окончания гимназии Августа поступила в Главное управление Владикавказской железной дороги в отдел контроля сборов. При управлении она начала работать, а в 1910 году вышла замуж за юриста Ивана Сергеевича Миклашевского. На различных мероприятиях и праздниках Миклашевская старалась ставить спектакли при управлении сыграв второй спектакль в своей жизни вместе со своим мужем. Пьеса Шницлера "Женщина и кинжал", этот спектакль окончательно определил и решил судьбу Августы.
На вечер, были приглашены актрисы Ростовского драматического театра, это настолько впечатлило ее, что после долгих семейных бесед, в 1914 году супруги прощаются с городом на Дону и едут в Москву.
С 1915 года Августа начинает играть в московском Камерном театре при театральной школе А. Г. Шора.
Начинается новый этап в жизни Августы - репетиции, учеба в которую, входили – постановка голоса, дикция, танцы, акробатика, фехтование, жонглирование. Счастье для актера владеть своим телом, уметь владеть своим телом - показать в разных спектаклях разные образы.
После участия в разных эпизодических ролях, Таиров назначает Миклашевскую на главную роль в 1919 году. Спектакль "Принцесса Брамбилла" Э. Т. А. Гофмана, об этом образе заговорила вся столица. Как актриса Камерного театра Миклашевская прославилась также в таких ролях : Арикии в «Федре» Ж. Расина, принцессы Гизы в «Короле-Арлекине» Р. Лотара, Сакунталы в «Сакунтале» Калидасы, Пакиты в «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока.
С 1916 года в течение двух лет Миклашевская снимается в немых фильмах на студии В. Венгерова и В. Гардина: в «Барышне-крестьянке» по повести А. С. Пушкина (режиссёр О. И. Преображенская), в «Виктории» по роману К. Гамсуна (режиссёры Гардин и О. И. Преображенская), «Раба любви» по рассказу К. Гамсуна (режиссёр Б. М. Сушкевич), в фильмах режиссёра Гардина «Радость жизни», «Любовь монаха», а также в незаконченном фильме «Русалка» по мотивам одноимённого произведения А. С. Пушкина.
В связи, с тем что муж Августы постоянно пребывал в командировках, они развелись в 1917 году, а в 1918 году от ее партнера по "Женитьбе Фигаро" Льва Александровича Лащилина - родился сын.
Между Миклашевской и Лащилиным семейная жизнь не сложилась. Отец ребенка навещал его, но все воспитание сына выпало на ее долю. Она самостоятельно воспитывает его в голодные, трудные годы гражданской войны, НЭПа, строительства нового советского государства. Сын Августы Леонидовны Игорь Львович – мастер спорта по боксу, во время Великой Отечественной войны служил в разведке, выполнял специальное задание на территории Германии и оккупированной Франции. После войны вернулся в Россию.
В конце лета 1923 года Миклашевская знакомится с поэтом Сергеем Есениным. Есенин уставший от заграничной поездки и уже давно уставший от жизни в целом, расстался с Айседорой Дункан. После долгого общения они часто гуляли по осенней Москве, проходили по бульварам и проспектам. Часто встречались в кафе "Стойло Пегаса", сидели разговаривали обо всем.
Есенин в шутку заявил, - о том что он будет писать стихи и вскоре появился цикл "Любовь хулигана" нежные, воздушные и легкие посвящения Августе Миклашевской, данный цикл считается, одним из лучшим в его поэзии и в мировой лирики в целом.
Есенин нашел среди рутины и суеты, того единственного друга, сестру, спутницу жизни. Душевные разговоры открыли в нем чувства прошедших лет, он почувствовав себя юношей, а любовь окрыляла его и зародила надежды, в то что минувший кризис пройдет стороной.
Забыть все прошлое и начать новое с женщиной «с нежной поступью», «лёгким станом» и «милым обликом». К сожалению Миклашевская не хотела переделывать Есенина, да и время у нее на это не было и их роман был не долговременным. Слишком много сил и времени шло на зарабатывание на жизнь сына, а Есенин не знал обо всех трудностях.
Помолвка которая была между парой не переросла в свадьбу, Есенин то, появлялся то исчезал. Приходил насыщал ее квартиру стихотворениями, своим голосом и тогда все звучало. Есенин как настоящий поэт предчувствовал свою смерть и переход из осеннего равновесия в зимнее состояние, его угнетал. Так не и не познав весеннего расцвета чувств, он ушел ни с чем, позже их встречи стали еще реже.
Разрыв с Есениным Августа осознавала и он был для нее очень горьким - ведь вина была в основном ее - холодная и августовская прохлада. В последние годы жизни Есенин спешил так как, чувствовал все, а Миклашевская уставшая от жизни не хотела торопиться.
О, смерти Есенина кто-то сообщил ей по телефону, и тогда всю ночь она думала что он пришел и сидит снова в кресле. Личная жизнь ее так и не сложилась после похорон она уехал в Брянск, и там работала какое-то время в театре.
30 июня 1977 года ее не стало, всю свою жизнь она хранила память о поэте, встречах и часто смотрела его фотографии, а также читала его стихи.
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.
Фрида Кало - однажды написала фразу в дневнике - "Да здравствует жизнь!" Перефразирую и напишу - "Да здравствует искусство!"
Искусство через призму истории. История через призму искусства.
На данном канале https://zen.yandex.ru/id/5d148f0c28a48600aea61706
вы найдете для себя много статей, очерков, эссе о художниках, исторических личностях и эпохе. Подписывайтесь и читайте - ведь все самое интересное впереди!