К 1918-му году - последнему году Первой мировой, британская армия обзавелась разнообразным и очень примечательным набором из самых разнообразных артиллерийских систем.
Его показательно можно рассмотреть на примере двух британских армий во Франции: 3-ей и 5-ой. У нас есть данные по количественному составу артиллерии обеих армий на 21-ое марта 1918-го года.
Рассмотрим сколько и чего было, по 3-ей армии первые цифры, по 5-ой вторые.
18-ти фунтовые пушки: 485 и 864 штуки.
Классическая полевая скорострельная пушка начала века. Легкая, мобильная, с огромным темпом стрельбы, предназначенная для огня и маневра в скоротечном конфликте. Как и аналогичные русская, немецкая и французская пушки перед войной считалась основой всего артиллерийского парка. Правда, английская пушка была тяжелее и сложнее своих "одноклассников". Прекрасно проявила себя в маневренной войне лета-осени 1914, а затем несколько потускнела в окопной войне, где ей не хватало ни дальности, ни мощности. Однако, шквал снарядов, который могла обрушить батарея 18-ти фунтовок не стоило недооценивать. К марту 1918-го, самое многочисленное британское орудие на фронте.
4,5 дюймовая гаубица: 164 и 288.
Перед началом войны "вторая рука" британской полевой артиллерии, а на самой войне нежно любимая гаубица. Легкая, простая в обращении, она быстро приспособилась к окопной войне. Да, не хватало дальности и снаряд был слабоват, но перед 4,5 дюймовкой никто не ставил задач по уничтожению мощных дотов и заглублённых блиндажей, тут на арену выходили калибры побольше, но она была незаменима на подхвате.
60-ти фунтовая пушка: 96 и 108.
Перед войной 60-ти фунтовку рассматривали, как "длинную руку", а после начала боевых действий они стала одной из самых эффективных британских пушек. Особенно часто ее использовали для контрбатарейной стрельбы и обстрелов точечных целей в немецких тылах.
6-ти дюймовая пушка: 20 и 28.
Таже роль, больший калибр и более тяжелый снаряд. Примечательно, что в батареях еще служили в перемешку новые орудия Mark XIX и старые Mark VII, которые фактически были морскими орудиями наспех уложенными на сухопутные станки. Эти пушки никогда не пользовались особой популярности и считались в некотором смысле лишними. У Mark VII и вовсе была репутация самого неудачного орудия британской армии.
6-ти дюймовая гаубица: 217 и 260.
"Рабочая лошадка" британской артиллерии, за время войны будет выпущено более 3500 таких орудий. Считалось, что дальность стрельбы маловата (около 8,5 километров), но это компенсировалось размерами и подвижностью при исключительно мощном снаряде.
8-ми дюймовая гаубица: 52 и 60.
В 1915-16 годах, 8-ми дюймовые гаубицы считались главным разочарованием британской артиллерии. Их бедами было огромное и непредсказуемое рассеивание снарядов, механические поломки и "самозакапывание" орудия при стрельбе со слабых грунтов. Дополнительной проблемой было качество снарядов и взрывателей, 8-ми дюймовки были печально известны разрывами снарядов сразу после выхода из ствола и тем, что по прилету не разрывается вплоть до половины. Наиболее скандальным вышел эпизод в 1916-ом году, когда оказалось, что из 200 снарядов, выпушенных по немецкому шверпункту размером 30 на 50 метров в цель ни попал ни один, а все вокруг усеяно неразорвавшимися подарками. Но в 1917-ом были сделаны необходимые усовершенствования и эти гаубицы стали любимым средством вскрывания немецких дотов и блиндажей, а большая дальность позволяла их отлично использовать для контрбатарейной борьбы.
9.2 дюймовая пушка: 5 и 4.
Еще один флотский гость на суше. Благодаря дальности в 20 километров данные пушки были любимым средством посыла "горячих приветов" в немецкие тылы. Для обстрела передовой использовалось крайне редко.
9.2 дюймовые гаубицы: 53 и 61.
Большие, тяжелые, неуклюжие. Для перевозки они разбирались на несколько частей, требовали хороших дорог и заранее подготовленных позиций с усиленными орудийными площадками, где их собирали несколько дней. При этом, эти гаубицы были поразительно точны, и, если попадали своим 130-ти килограммовым снарядом, то второе попадание обычно не требовалось. Один из главных врагов немецкой артиллерии и ужас пехоты.
12-ти дюймовые гаубицы: 15 и 10.
Фактически увеличенная версия предыдущего орудия с теми же задачами и проблемами и несколько большей дальностью.
Что мы можем увидеть из этого набора и чисел?
Во-первых, очевидное господство гаубичной артиллерии. В условиях окопной войны, когда все вокруг закопались, и закопались порой на многие метры, да под слоем камня и бетона, только гаубицы и могли помочь.
Во-вторых, обращает на себя внимание огромное количество крупнокалиберных стволов. В каждой из армий больше 120 орудий калибром больше 8-ми дюймов. При этом следует учесть, что в марте 1918-го обе армии готовились к обороне, а совсем не к прорыву укреплений противника, но подобный арсенал считался совершенно необходимым для ежедневной жизни. Когда будут готовить прорыв, количество тяжелых батарей едва ли не удваивалось, за счет резервов командования и соседей.
Первая мировая была войной артиллерии и больших калибров. Тот у кого ее было больше (вместе со снарядами) тот и безоговорочно господствовал на поле боя. Промышленно и технически развитая Британская Империя могла позволить себе "зоопарк" из обилия тяжелых артсистем и не испытывала проблем с его развитием.
Хорошо быть умным и богатым.