Когда-то, заинтересовавшись историей и военной техникой сильное впечатление произвёл на меня полёт мыслей инженеров тех лет. В эти годы было изобретено огромное количество уникальной техники, поражающей своей хтоничностью.
Сейчас вы узнаете о самолёте, который не стал легендой и не хватал звёзд с неба, но надолго засевший в моей голове и ставший любимым – настоящим воздушным символом мощи.
ЯК-9Т
“Т – значит Танковый”
После Ленд-лизной "Кобры", от которой воротили нос американские пилоты, а наши полюбили, инженеры Конструкторского Бюро Яковлева решили, что могут сделать не хуже, а даже превзойти союзную технику, создав свой аналог.
За основу был взят Як-9, своего рода “Рабочая лошадка” того времени, который достаточно хорошо справлялся с встречающемся противником. В развал цилиндров была вмонтирована новая крупнокалиберная пушка 37мм. НС-37 с лентой в 30 снарядов. Потребовалось значительное укрепление конструкции, так как отдача при стрельбе (примерно 5500 кг) приводила к появлению трещин, разрушению трубопроводов и корпуса. Несмотря на возросшую массу самолёта, маневренные показатели с немецкими были примерно одинаковы, а по массе секундного залпа он превосходил Bf-109G-2 трёхточечный/пятиточечный - в 2,24/1,16 раза, Fw-190A-8 – в 1,09 раза.
Мощное крупнокалиберное орудие не позволяло вести огонь очередями, т.к. отдача раскачивала самолёт, сильно гасило скорость и разрушало крепления, из-за этого огонь вёлся по одному снаряду за заход. Потому самолёт обрёл имя “Снайперского” самолёта, требующего от пилота соответствующих способностей. Но если пилот имел подобный талант, то об ответном огне не могло идти и речи – попадание 37-мм осколочного снаряда разрывало самолёт неприятеля в клочья, а бронебойный снаряд был способен пробить броню танка до 30мм на дистанции 500м.
ЯК-9К
"Если Т-Танковый, то я могу предположить, что К – Значит Конский"
Советским конструкторам показалось мало столь серьёзной огневой мощи и в развал двигателя была установлена ещё более мощная и длинноствольная пушка – НС-45, с соответствующим патроном. Он имел ограниченную серию из-за ненадёжности конструкции, но тем не менее успел повоевать и показывал крайне достойные показатели.
Самое забавное, что пилоты этих мощнейших ударных истребителей так и не встретили бомбардировщиков для которых проектировались, но как бы то ни было ЯК-9Т и ЯК-9К достойно уничтожали истребители противника.
Было проведено 78 воздушных боёв, уничтожено 110 самолётов противника, 49 из которых были сбиты на Як-9Т, 12 на Як-9К. За всё время было потеряно 12 истребителей серии Т. и 1 истребитель серии К.