Найти в Дзене

Открытое письмо министру культуры Оренбургской области Евгении Шевченко

Здравствуйте, Евгения Валерьевна! Меня зовут Владислав Наумов, мой творческий псевдоним - Владислав Фельдман. Мне 23 года, я организатор литературных вечеров «Декадент». Возможно, вы меня помните. В 2017 году вы вручали мне диплом о победе в номинации «Проза» на семинар-совещании молодых писателей «Мы выросли в России». Несколько позже я писал и приглашал вас на «Поэтический слэм», но у вас, к сожалению, не получилось на него прийти.

У нас с вами много общего. Вы долгое время работали журналистом, я - тоже (правда, не такое долгое). Вы начали заниматься культурой в мае 2015 года. Я провел своей первый литературный вечер месяцем ранее. В сущности, и вы, и я, занимаемся культурой вот уже больше четырех лет. И вы, и я, приехали в Оренбург из других городов. Вы - из Орска, я - из Магнитогорска. Но я уверен, что и для вас, и для меня оренбургская культура значит очень и очень многое. Для вас она по долгу службы является основным занятием, для меня - в силу моих интересов и, своего рода, душевной боли.

Вас интересует культура в целом, и в первую очередь подведомственные вам учреждения культуры, и это понятно. Меня интересует молодежная современная культура, и именно о ней я хочу вам рассказать в надежде, что вы разделите мои переживания.

По традиции, начинают с хорошего. В Оренбурге развивается акция «Ночь Музеев» и «Ночь Искусств». В интервью вы говорили, что в целом растет количество людей, которые посещают учреждения культуры и я уверен, что так оно и есть. Все большее количество людей привлекается к кинофестивалю «Восток&Запад». Работает замечательный фестиваль «Мы выросли в России», который дал возможность издаться многим молодым литераторам, в том числе мне. Проходит Джаз-фестиваль «Евразия», у которого в городе очень много поклонников. Театральный фестиваль «Гостиный двор», у которого также есть своя аудитория - это прекрасно. Но, согласитесь, все это - разовые акции, а что насчет повседневности? Насчет регулярного соприкосновения людей и культуры? На мой взгляд, в этом смысле у нас есть большие проблемы.

Во-первых, учреждения культуры крайне слабо занимаются информированием о себе. В Библиотеке им. Крупской есть замечательный «Арт-Хаус Клуб», на котором показывают и обсуждают авторское кино. Но встретить упоминание о нем крайне сложно, известно о нем очень мало. Хотя мне кажется, такие события должны привлекать молодежь, но как раз молодежи там почти нет. Еще одна инициатива библиотеки - интервью-клуб, тоже интересная вещь, почему то не получившая развития. И все. Я больше не могу вспомнить никаких регулярных событий, которые могли бы, к примеру, привлечь к себе молодежь. А я, например, интересуюсь культурой.

Мне кажется, министерство должно быть заинтересовано в привлечении молодежной аудитории. Кроме того, в одном из программных документов сказано, что задача является бороться со старением кадров в учреждениях культуры и привлекать туда молодых специалистов. Не знаю, делается ли что-нибудь в этом направлении, но мне, как молодежи, не ощущается.

Для примера. 2015 год был объявлен Годом Литературы, и я не заметил, как он повлиял на литературу. Могу предположить, что фундаментально - никак. Творческие встречи и несколько поэтических вечеров не могут считаться вкладом в развитие культуры. Согласитесь, нужно нечто более институциональное. Второй пример, в начале 2018 года открылся бар «Дом», который сразу стал позиционировать себя как культурное пространство. Открыла его команда друзей (Максим Объедков, Кирилл Алябьев и Дмитрий Кудашев). Максим Объедков может быть вам известен по организации концертов и других культурно-массовых событий.

В итоге, за год существования «Дома» на базе этого малюсенького помещения прошли: более 15 лекций на самые разные темы ( история, краеведение, искусство, дизайн, литература), проводились музыкальные концерты, выставки, мастер-классы по рисованию, литературные вечера, показы фильмов ( к примеру, картины «Бузулукский бор» Сергея Сотникова). За год работы «Дом» аккумулировал вокруг себя значительную часть творческой молодежи: дизайнеров, художников, литераторов, музыкантов. Благодаря во многом именно «Дому» аудитория литературных вечеров «Декадент» увеличилась с 40 до 80 человек, появились периодические мини-лекции от объединения «Китч» (раз в месяц), появились «Нормальные лекции» (1-2 раза в месяц), планируется проведение турнира по дебатам и многое другое.

Вы сможете назвать хотя бы одно учреждение культуры, которое в состоянии аккумулировать вокруг себя всех этих людей и стать площадкой для проведения такого количества культурных событий? Мне кажется, нет. К чему я об этом? Вы многое делаете, но вы оставляете никак не задействованным огромный пласт людей. А ведь Оренбург - студенческий город. Здесь много молодежи, но она не вовлечена в культурные процессы. И ребята-основатели маленького бара внесли в это больший вклад, чем все учреждения культуры города, хотя ресурсы не сопоставимы.

На сайте администрации Оренбурга есть вкладка «Маршрут культуры», где распланированы культурные события на несколько месяцев вперед. Лично у меня ни одно из них не вызвало никакого интереса, и я думаю, что у многих моих ровесников (20-25) тоже. Знаете, чем молодые мотивируют отъезд из Оренбурга? В основном, двумя вещами: нет работы и нечего делать. И второй пункт напрямую относится и к вам, и ко мне.

Для меня официальная культура ассоциируется со скукой и бутафорией. В частности, я был очень удивлен с ситуацией вокруг вручения премии «Капитанская дочка». В первой номинации, как писал на своей странице Союз писателей России, победил секретарь их организации Михаил Кильдяшов. Ирония в том, что и членами жюри премии были члены этой же организации, а председателем жюри был председатель этого же союза. Более того, в объявлении об итогах премии сказано: «Было предложено присудить премию «Капитанская дочка» в первой номинации за 2019 год секретарю Союза писателей России, члену Общественной палаты Оренбургской области Михаилу Александровичу Кильдяшову за книгу «Александр Проханов - ловец истории» и публицистические публикации последних лет.Иных кандидатур на выдвижение не поступило. Решение принято единогласно». Значит ли это, что из одной кандидатуры они выбрали одного победителя и его же наградили? И все бы ничего, но соучредители этой премии - Правительство Оренбургской области. Высококонкурентная творческая борьба получается, как считаете?

Можно перечислить еще огромное множество проблем, но мне хочется предложить вам одно конкретное решение. Ваша цитата: «Сегодня культура возведена в ранг приоритетов государственной политики. И это открывает перед нами большие горизонты. Я убеждена, что даже самые сложные задачи нам окажутся «по плечу»».

Я надеюсь, что так оно и есть, и поэтому хочу рассказать вам о концепции «Центра современной культуры» как месте притяжения творческих молодых людей и площадке для проведения культурных событий. У нас в области принято говорить о ее своеобразии и уникальности. Я согласен, но уникальность не только в пуховых платках и казачестве, она глубже. В Оренбурге как минимум 3 неформальных литературных объединения, авторские клубы, порядка 20 музыкальных групп, молодые художники, множество интересных фотографов. Для их развития им нужна площадка для самовыражения и поддержка.

В Казани есть центр современной культуры «Смена», на базе которой проводятся выставки, фестивали, лекции, творческие встречи, концерты, книжные ярмарки. Чем мы хуже?

В Самаре есть «Центр современного чтения», на базе которого проводятся все те же события, направленные именно на молодежную аудиторию.

В Уфе есть Центр современного искусства «Облака». В Новосибирске культурное пространство «Крыша».

Также есть сеть «Государственных центров современного искусства», которые находятся в Москве, Екатеринбурге, Самаре, Калининграде и других городах.

В Оренбурге ничего подобного нет. А чем мы хуже? В результате от нас творческая молодежь бежит в Казань, Уфу, Москву, Санкт-Петербург.

Предлагаю вам в очень кратком виде концепцию: берем пустующее старое здание в центре города, а их там огромное множество, я думаю, любой житель города будет рад, если зияющие глазницы окон заполняться жизнью, и организуем там центр современной культуры. Делаем небольшой современный минималистичный ремонт. Заводим внутрь кофейню, чтобы люди приходили туда не только на события, но и просто так, в свободное время, встретиться с друзьями и поработать. Организуем пространство, подходящее для проведения выставок, мастер-классов, лекций, литературных вечеров, дискуссий и других творческих событий. Размещаем там же небольшой современный книжный магазин с редкой литературой ( как «Пиотровский», «Все свободны», «Йозеф Кнехт»), разрабатываем современную и актуальную символику (не магниты с Гагариным) и мерч Оренбурга (посмотрите на прекрасные стикерпаки «Грубнеро», которые делают ребята из того же «Дома»). Все, центр современной культуры готов. Далее только грамотное руководство, привлечение туда творческих людей и организация деятельности. Я убежден, что в городе есть много талантливых молодых управленцев, которые мечтают поработать в такой структуре.

Кстати, недавно журналист Юрий Дудь взял интервью у 27-летнего режиссера из Нальчика Кантемира Балагова (дважды призер Каннского фестиваля), и он тоже рассказывал о попытках создать Центр современной культуры и полнейшем непонимании со стороны местных властей. Я убежден, что у нас такого не случится.

Понятно, что вся эта работа сопряжена с огромными трудностями. Но, ваша цитата: «Пусть находят понимание и воплощаются самые смелые идеи пусть всегда сопутствует удача, пусть успех по жизни «шагает» с вами в ногу!». Это ваши пожелания работникам культуры. Я предлагаю вам смелую идею, прошу вас рассмотреть ее. Я с радостью принял бы участие в работе над этим проектом. Кстати говоря, я не могу вспомнить случаев, когда молодые деятели культуры и искусства приглашались бы к решению и обсуждению культурных проблем.

Главное, прошу вас, не отвечайте типичным чиновничьим «Денег нет» или «вам надо — вы и делайте». Скажу честно, я плохо разбираюсь в вопросах привлечения денег, поэтому и обращаюсь к вам. Возможно, есть какое-либо государственно-частное партнерство или иной способ. Главное — захотеть. Ведь в принципе для создания такого центра нужно:

1) Помещение, идеально подойдет любое историческое здание в центре города, которое можно было бы получить на льготных условиях (бесплатно + льготы по оплате ЖКХ);

2) Средства на ремонт этого здания и покупку оборудования (несколько ноутбуков, колонки, проектор, микрофоны, стулья, столы, кофемашина, полки для книг). Отмечу, это может быть самая простая минималистичная мебель, которая не потребует больших затрат;

3) Желание.

Работу такого центра за счет платного входа на некоторые события и дохода от кофейни и книжного магазина можно вывести на самоокупаемость.

В Екатеринбурге Государственный центр современного искусства занимает небольшое двухэтажное историческое здание и дворик к нему. Думаю, если вы поддержите идею, можно будет связаться и перенять у них опыт в организации работы.

Хочу закончить двумя цитатами. Первая - выдержка из Постановления Правительства РФ:

«Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. <…> Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса».

Вторая - фраза Владимира Путина, которую он сказал на заседании Совета по культуре и искусству в 2017 году:

«Вопросы культуры – не только многогранные и сложные. Они имеют определяющее значение практически для всей нашей жизни: для экономики, образования, технологического развития, обеспечения суверенитета. Не буду повторять общих фраз, тем не менее не могу не сказать. Некоторые из них – культура – это мировоззрение, прежде всего, универсальный инструмент сохранения и передачи традиционных моральных, духовных, эстетических ценностей и основа гармоничного, свободного общества, способного сберечь свою самобытность и при этом быть открытым, восприимчивым к глобальным тенденциям развития цивилизации».