Найти в Дзене

В темной воде что-то есть

Только приступ Мрачного Страха позволяет по-настоящему оценить радость солнечного дня

Из старенького. Написано в 2008 году
Из старенького. Написано в 2008 году

Крупные капли повисали на краю мокрого тента и набухая, соскакивали вниз. Ливень сделал паузу, и наступила тишина. Но, похоже, что пауза совсем короткая – с запада, мутной стеной идет очередной фронт дождя.

Очень тихо, на грани слышимости, доносится глухое ворчание низкого неба. Сейчас оно угольно-черное, вспученное и чешуйчатое как раздутое брюхо глубоководного ископаемого.

В конце октября такая непогода случается редко, но застает неожиданно – в море и с туристами на борту. В этот день вышло именно так. Утром бросили якорь у рифа Черепаха под летним ясным небом, а ближе к обеду все изменилось. Погода и настроение стали мрачными, а лезть в воду перехотелось. Но, конечно, пришлось.

Первые три погружения прошли великолепно – при чистой воде, ярком солнце и ясном небе. И только перед ланчем горизонт на западе прочертила черная зубчатая полоса. Так обычно выглядит шквал.

Есть пришлось по-быстрому, не снимая гидрокостюмов. Потом сразу, не откладывая, перегнали яхту на подветренную сторону рифа и снова встали на якорь. Перед штормом ветер стих и мы посовещавшись, решили закончить серию погружений. Был шанс успеть до прихода шквала.

Пока готовили спуск вокруг потемнело и при полном безветрии грянул ливень. Дождь, конечно, не имеет значения для дайвера на 15-метровой глубине, но под водой становится очень сумрачно и тоскливо. Краски выцветают. Но все-таки это красиво. При подъеме к поверхности, когда уже видишь темную тушу лодки, открывается фантастическая картина.

-2

Сильный дождь рисует на поверхности воды узоры - геометрически-четкие линии и круги. Ты поднимаешься к этому хороводу символов и в метре от поверхности начинаешь слышать глухой звук дождя звенящего по пленке воды… Будто кто-то шепчет на незнакомом языке. Но под водой все равно неуютно и сумрачно.

Дождь сделал паузу, а нам осталось сделать последнее погружение с парой начинающих дайверов-туристов. На палубе между заплывами удалось провести лишь несколько минут – чтобы согреться, выпив стакан чаю, и подождать пока ребята заменят баллон акваланга. Вскоре парочка туристов уже сидела на краю спусковой платформы. Лица у них были озабоченные. Посматривая в темно-серую воду муж и жена тревожно переглядывались.

Темная, будто масляная вода расступилась и мы пошли вниз. Стало сразу понятно, что потемнело еще сильней. Под яхтой глубина не больше 12 метров, но дно уже теряется в сероватой мгле. Туристы явно были взволнованы, дышали сбивчиво, глаза в масках были огромными и будто застывшими. Это вам не солнечный денек на мелководье. Будут потом дома рассказывать о самом жутком погружении в жизни…

С двух сторон они старались держаться поближе ко мне, то и дело подворачиваясь под руку и цепляясь ластами. У дна оказалось чуть светлее – пятна белого песка между скалистыми выступами рассеивали свет. Здесь ребята немного расслабились стали держаться в двух-трех метрах, разглядывая обалдевших от непогоды, медлительных рыб и засовывая головы в каждую щель.

Мы двигались от яхты против слабого течения, которое нагонял ветер, и вскоре оказались с наветренной стороны рифа. Здесь дно было испещрено острыми выступами скал и глубокими трещинами в слоистой породе. Некоторые из трещин были завалены более поздними обломками скал и образовали короткие тоннели. Довольно интересный ландшафт, а в сумраке пасмурного дня и вовсе фантастический.

Здесь нет крупных ориентиров на дне. Поэтому, удалившись от торчащей из воды скалы напоминающей черепаху остается надеяться только на компас. Без компаса точно выйти на якорную стоянку практически невозможно, а промахнувшись и поднявшись на поверхность вдалеке от яхты, дайвер имеет довольно сомнительное удовольствие грести к лодке против ветра и волн.

Сориентировавшись, заложил дугу по которой течение само должно вынести нас к лодке. Тем временем потемнело еще сильней, и уже в трех метрах темные скалы терялись во тьме. Партнеры по погружению перестали отплывать в сторону и снова притиснулись поплотнее, путаясь под ногами и мешая целиться планкой компаса. Возвращение стало напряженным.

Консоль с компасом была все время в руках, и буквально каждый метр пути пришлось сверять направление. Видимо на поверхности поднялся ветер, так как течение усилилось и тонкие ленточки черепашьей травы, растущей небольшими пятачками, почти легли на дно. Вода стала прохладнее – течение вытащило слой холодной воды из глубины.

Здесь, совсем близко, в трехстах метрах, дно косогором уходит на большую глубину. И если двигаться вдоль склона можно видеть густую синюю тьму. В солнечный день это яркая синева, пронизанная прямыми лучами, а в такой вот пасмурный день это просто неоднородная серая мгла.

До яхты оставалось метров 200, когда что-то внезапно изменилось… Трудно объяснить, что именно произошло, но простой мрачный день превратился в нечто еще более мрачное.

Напряжение росло и появилось сомнение в том, что направление выбрано верно. В сознании крутился план местности, зрение пыталось выхватить приметы, сравнить их с глубиной и показаниями компаса. И, вдруг…

Это было похоже на электрический ток вдоль позвоночника. По спине побежали мурашки, и волосы приподнялись на затылке. Нет, ничего страшного вблизи не было, просто внутри возникло осязаемое ощущение недоброго взгляда. Будто кто-то наблюдал из темной тишины. Пришлось притормозить и медленно осмотреться вокруг.

Ничего. Только серая мгла вокруг и неясные тени скал. Все-таки очень темно, вода будто помутнела… Далеко слева и немного вверху смутно виднелся заостренный кусок скалы, неясных очертаний… Внезапно он шевельнулся, и снова вдоль позвоночника пробил заряд электрического тока. Сознание мгновенно нашло объяснение этому смутному движению в темной воду и шершавая туша ужаса шевельнулась внутри. Совсем немного…

Сквозь толщу воды ушей стал достигать глухой рокот. Наконец-то! Это поднявшиеся волны колотят в наветренную сторону Черепахи и гул прибоя, искаженный глубиной стал слышен. Впереди можно было разглядеть темную громаду рифа.

Сверившись с компасом, я приостановился и начал снова медленно оглядываться. Впереди стоял риф, и сквозь темную воду, светлеющую ближе к поверхности можно было разглядеть белесую пелену прибоя. Позади дно косо уходило в глубину, а ближе к поверхности, там, где рассеянный свет превращается в серость глубины, висел сгусток темноты. Гибко согнувшись, и показав острые очертания грудных плавников и хвоста, видение исчезло с глаз. Осталось только прерывистое шумное дыхание и громкий стук сердца. Попутчики расположились рядом, напряженно вертели головами но не понимали причины остановки.

Я сделал им знак рукой, и мы снова неторопливо двинулись к лодке. Теперь я почти точно знал где находится яхта, но свернул круто влево, чтобы держать в поле зрения то направление в котором почудилась темная туша. Напряжение было таким, что казалось будто нервы, это натянутые струны скрипки, издающей резкий звук при взгляде на каждый неясный и темный контур под водой.

Лодка появилась неожиданно, и не совсем там, где я ожидал ее увидеть. Далеко вверху качался вытянутый силуэт, будто шнурком соединяющийся с дном - мы вышли прямо к якорю. Начали подъем тесной группкой, и я осторожно вращался, ощупывая взглядом серую мглу...

А через 5 минут все были на борту лодки. Яхту уже крепко швыряло на разгулявшихся волнах, срывался косой дождь, а туристы, не снимая гидрокостюмов кутались в полотенца, пытаясь защититься от резкого ветра. Ливень превратился в шторм всего за 40 минут…

… В руках была горячая кружка очень сладкого чаю, мотор лодки бодро постукивал и иногда глухо рокотал, когда суденышко переваливало через гребень волны. Приятно качало. Я смотрел на риф который мы огибали. Над черными, мокрыми скалами красиво поднимались огромные столбы белых брызг и сквозь дождь долетал звук тяжелых ударов, будто поблизости ухал паровой молот.

Горячий чай разливался теплом, а я все думал о том, какие шутки играет с человеком воображение. Что это было? Видел ли я что-то под водой? Уверенности нет. Это был настоящий иррациональный страх. Это все непогода, мрачный денек, усталость… Пора ехать домой, сезон совсем уже закончился и зря я здесь досиживаю последние недели. Туристы почти все разъехались.

Подумав об этом, я плотнее завернулся в полотенце и, придерживаясь за борт лодки снова обернулся к морю. В сотне метров от яхты, иногда пропадая из виду, волны, покрытые рябью дождя спокойно рассекал высокий темный плавник…

P.S. В Средиземном море обитает 47 видов акул. 16 из них достигают 3 и более метров в длину. 15 видов считаются опасными для человека. В последние 10 лет в акватории самого оживленного моря планеты стали все чаще встречать большую белую акулу Carcharodon carcharias.

Фото с сайта https://goldvoice.club
Фото с сайта https://goldvoice.club