Для советского человека приобрести автомобиль было очень сложно, и в этой ситуации машина считалась больше роскошью, чем просто средством перемещения. Причем роскошью автомобиль стал именно после проведенной реформы 1961 года.
Если взять для примера всем известный Москвич-403, то для его приобретения обычному водителю городского троллейбуса пришлось бы больше двух лет не есть и не пить, а только откладывать на свою мечту. Но даже это не самое главное. В то время было не мало людей, готовых приобрести себе автомобиль, спрос был тогда выше, чем предложение, так как много машин шло на экспорт в другие страны мира.
Экспортные экземпляры имели гораздо лучшую комплектацию, чем те, что доставались простым гражданам. Обязательно в экспортном Москвиче стояли часы и радиоприемник. Салон был отделан качественным кожзамом, спереди на передних крыльях были дополнительные зеркала. А многие советские граждане просто надеялись и ждали, когда же придет их очередь на новенький автомобиль, хотя бы в базовой комплектации. За улучшенную комплектацию приходилось не мало доплачивать.
Очередь была на машины постоянно, единственный автомобиль, на который очереди не было – это Запарожец, но и этих машин постоянно не хватало на всех. Что касается вторичного рынка, то такого можно сказать и не было, так как подержанные автомобили, как правило, просто продавались родственникам или друзьям. Кроме того, часто подержанные автомобили могли стоить не меньше новых, так как приобрести их можно было без очереди.
Кредиты на покупку автомобиля в СССР не выдавали, да они, в принципе, и не нужны были гражданам, так как все равно нужно стоять в очереди и ждать, когда же удача улыбнется и можно будет сесть в новенькое авто. Советская власть любила очереди, поэтому приходилось в них стоять не только ради автомобиля. А когда получал гражданин уведомление, что его очередь подошла, необходимо было еще добраться до нужного магазина, где продавалось авто. А был он точно не близко.
Некоторым категориям граждан везло больше, и их очередь двигалась быстрее, или они вовсе приобретали машину без очереди. Выбирать цвет машины не приходилось, так как брали то, что привозил автовоз.
Еще одним способом стать владельцем новенького авто была лотерея, там часто разыгрывали автомобиль. Люди покупали билетики и надеялись на чудо, что повезет именно им.