Иметь диплом маркетолога или знать инструменты маркетинга – еще не означает быть маркетологом. Человек, который научился класть кирпичи или проектировать систему отопления, еще не архитектор.
Три человека возили в тележках камни.
У одного из них спросили:
– Что ты здесь делаешь?
Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:
– Я таскаю камни.
Тот же вопрос задали второму. Он ответил:
– Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен ее кормить.
Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:
– Я строю храм!
Притча
Проведите эксперимент. Позовите человека (или всех по очереди), который у вас в компании отвечает за маркетинг и спросите, чем он занимается. Скорее всего он ответит в духе первого или второго человека из притчи.
Подвести итог беседы можно вопросом «Что такое маркетинг?». Вероятно, у вашего маркетолога от неожиданности округлятся глаза, он начнет вспоминать (забытые за ненадобностью) определения из университетского курса и достанет из глубин памяти что-то типа «это набор инструментов…» или «продвижение товара…». На этом разговор можно заканчивать.
Чтобы понять, почему не стоит продолжать разговор, давайте сами разберемся в этих вопросах.
Так что такое маркетинг?
Идея маркетинга банально простая и выводится всего из нескольких определений. Классик маркетинга Филип Котлер, говорил следующее:
«Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».
Для полноты картины вспомним понятия, входящие в определение маркетинга (опять же из Котлера):
- «Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо»;
- «Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида»;
- «Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен».
Простыми словами, если я хочу удовлетворить свою потребность, например, в деньгах, мне нужно найти человека, у которого есть эти деньги. Затем узнать, что ему нужно, добыть (или произвести) это, и осуществить обмен.
Но маркетинг работает не с одним человеком, а с целым рынком. Поэтому производители должны отыскивать потребительские рынки, которым они хотят продавать, выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.
Если в этом месте вы подумали «Это не про меня – я же не производитель», вам следует расширить свое понимание «товара». Товар в маркетинге это все, что может удовлетворить нужду или потребность: физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи. Если вы интернет-магазин, ваш товар включает в себя то, как менеджер общается с клиентами, упаковка, работа курьера и т. д.
Если ваш товар, в сравнении с альтернативами, достаточно полно удовлетворяет потребность, тогда вопрос сбыта сводится к грамотному информированию целевых рынков. И никаких особых ухищрений, чтобы продать, не нужно. (Для простоты отнесем цену к свойствам товара и не будем рассматриваем отдельно).