Найти в Дзене
Rетроспектива

По следам депортированных : спецпоселок «10-й километр»

В сегодняшней статье я расскажу о своем походе вдоль заброшенной железной дороги в окрестностях станции Суслонгер в Республике Марий Эл. Цель похода - место, на котором находился спецпоселок «10-й километр». В далеком 1944 году сюда, в глухие м арийские леса, были высланы на вечное поселение крымские татары. Подробнее об истории этого места, а также воспоминания спецпоселенцев вы можете прочитать в других статьях на моем канале.

Остатки Юшутской железнодорожной ветки, связывавшей Суслонгер и Зеленогорск. Источник - https://vk.com/retrospektive
Остатки Юшутской железнодорожной ветки, связывавшей Суслонгер и Зеленогорск. Источник - https://vk.com/retrospektive

Итак, начнем. Заброшенная ныне узкоколейка раньше называлась Юшутской веткой. Свое начало она брала на станции Суслонгер. Строительство началось в конце 1930-х годов. Ветка нужна была для нужд местного леспромхоза, по ней вывозили лес от реки Юшут и с дальних участков. Суслонгерский леспромхоз существует до сих пор и относится к Министерству обороны - как и в годы войны. Ветка была ведомственной.

 Источник - https://vk.com/retrospektive
Источник - https://vk.com/retrospektive

На момент начала войны было построено 17 километров железной дороги. Строительство велось силами рабочих леспромхоза, но не только. Активно использовался труд заключенных местной ИТК. С началом войны работы были приостановлены.

 Источник - https://vk.com/retrospektive
Источник - https://vk.com/retrospektive

Вдоль железной дороги располагалась целая сеть населенных пунктов со специфическими названиями : «10-й километр» , «12-й километр», «19-й километр». Они были привязаны к конкретным участкам железной дороги и служили для концентрации рабочей силы.

 Источник - https://vk.com/retrospektive
Источник - https://vk.com/retrospektive

Но работали тут не только заключенные. По данным марийского историка К.Н. Санукова, в 1940 году сюда были выселены поляки с западных территорий СССР. Это были беженцы - бывшие польские граждане, бежавшие с оккупированных Германией территорий Польши в Западную Украину и Белоруссию. Конкретно на 1940 год в спецпоселке «10-й километр» проживало 145 семей (406 человек).

 Источник - https://vk.com/retrospektive
Источник - https://vk.com/retrospektive

Спецпоселок считался режимным и был изолирован, обслуживался комендатурой НКВД. Население было занято в основном на лесозаготовках - на основе договора между ГУЛАГом и Наркомлеса. В апреле 1944 года спецпоселенцам было разрешено выехать в другие области СССР. Но спецпоселки не оставались пустыми - уже в июне 1944 года сюда прибыли депортированные крымские татары.

 Источник - https://vk.com/retrospektive
Источник - https://vk.com/retrospektive

В нескольких поселках вдоль железной дороги была размещено в бараках 255 семей (1272 человека). Они прожили в этих местах 12 лет и только в середине 1956 года смогли выехать отсюда. Замечу, что пункт «10-й километр» существовал до 80-х годов, а железная дорога действовала и в начале 2000-х. После чего благополучно развалилась и была растащена. Сейчас на поляне спецпоселка не осталось и следа от бараков и вышек, только кирпичи и ржавые железяки. И заброшенное кладбище...

Не забудьте оценить статью и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ