Вопрос Катару: Почему люди говорят "о мертых либо хорошо, либо ничего"? И почему Пушкин "сукин сын"?
Ответ: Вы заставляете меня комментировать то, что в природе никогда не существовало. Это по первому вопросу.
Как например, не существовала, представленная к обсуждению фраза. Это просто народный вымысел, а скорее всего пущенная спецслужбами или церковью пропагандистская утка.
Вот судите сами. Приведенная фраза приписывается спартанскому поэту и философу Хилону, а дошла она до нас в изложении Диогена Лаэртского.
И полностью это изречение звучит так:
"О мертвых - либо хорошо, либо ничего, кроме правды!".
Впрочем в вашем вопросе есть и другая тема - почему люди так говорят? А тут все просто.
На земле существует только истина и истина идет от земли. А правда явление небесное, и она принадлежит Богу.
Пс 84:11 ...Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;...
Пс 84:12 ...истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес.
То есть, единственная правда для человека, это ваша просьба к Богу о даровании мертвому либо Царства Небесного, либо наказания за его преступления.
Потому, что никакой следователь не сможет знать точно, что происходило, но лишь человек - участник событий.
В данном случае правда это то, что есть у души мертвого, его единственная защита или свидетельство против него.
Истина душу уже не интересует. Это дело земное.
Вообще, люди применяют выражения, совершенно не задумываясь над их смыслом и даже не зная их целиком, не говоря уже о поводе, по которому они сказаны.
"Век живи, век учись" - цитата принадлежит "древнеримскому" мыслителю Сенеке. Сейчас, мы яко бы понимаем то, что свои знания нужно постоянно обновлять.
А на самом деле там совсем иной смысл и полностью фраза звучит так:
"Век живи - век учись тому, как следует жить".
Проще говоря опыт жизненный.
"Цель оправдывет средства" приписывается фраза Никколо Макиавелли.
Считается, что он был ужасно прагматичным и циничным в ведении дипломатических и политических дел.
На самом деле, по убеждению Макиавелли, государственные отношения должны были перестать регулироваться нормами богословия или аксиомами нравственности.
Это был конец философии блаженного Августина: все идеи и вся деятельность Макиавелли созидали во имя Града Человеческого, а не Града Божьего.
Я перелистал заново все его книги, на которые ссылаются, как на источник цитаты и выяснил, что ничего подобного Никколо не говорил
-в оригинале сказано по-другому.
Правильный перевод таков: "Надо учитывать конечный результат".
Решив разобраться до конца, я написал в Ватикан, префекту по техническим и научным вопросам папской библиотеки (я допущен к посещению фондов на основании Латеранских соглашений и еще некоторых обязательств Ватикана перед моими предками) с просьбой прокомментировать фразу Макиавелли, как настоящую, так и приписываемую, а так же представить мне ссылку на материал подтверждающий ее подлинность.
Префект не смог удовлетворить мое обращения, поскольку ничего подобного не нашел ни в оригиналах работ Маккиавели (кроме перевода сказанного мной), ни в трудах Томаса Гоббса или Игнатия де Лойолы.
Судя по всему выражение "цель оправдывает средства" относится ко временам развития капитализма примерно середины 19 века и создана в глубине одной из многочисленных партий "богоизбранного" народа.
Несколько слов о Ленине и его словах "любая кухарка может править государством". Извольте прочитать фразу из его работы целиком, что бы понять всю глупость расхожего домысла.
Я не очень люблю Ленина, но ничего подобного он не говорил.
"Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской , и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту".
То есть, кухарку нужно учить управлять государством, а пока она дура-дурой ей не то, что в Гос.Думу, ей в подручные Полиграфа Шарикова нельзя, хотя он и сукин сын.
Кстати, насчет сукина сына.
Всем известна фраза "Ай, да Пушкин, ай да сукин сын!"
На самом деле она звучит так:
"Трагедия моя кончена; я перечел её вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! ай да сукин сын!"
(Из письма А.С. Пушкина Петру Вяземскому о завершении работы над трагедией «Борис Годунов», 1825)
Все просто и не нужно ломать копья пушкиноведам. По матери своей, Александр Сергеевич относится к боярам Сукиным.
Дело в том что Сукины родоначальники трех фамилий: Кобылы, Кошки и Мышки.
Кошка это Пушка или Пушкины, а Мышка это Мышь или князья Мышкины.
То есть Сукины разделились на 4 рода: Сук, Кобыл, Кошек и Мышек.
И поэт не имеет никакого отношения к орудийным залпам. Он просто Кошкин.
От этих Кошкиных пойдет веточка к Романовым.
В Мышкине в Тютчевском доме состоялась VIII Встреча потомков старинных Мышкинских фамилий на земле предков «Мышкинское землячество».
А Михайловское — дворянское имение Пушкиных в Псковской области, известно с XVIII века, как часть владений царской семьи (Кошкиных) — Михайловская губа.
Его то и даровала в ленное владение Абраму Ганнибаллу императрица Елизавета в 1742 году, с условием, что его сын Осип Абрамович Ганнибал будет помолвлен с дочерью рода Пушкиных, дабы сельцо не выходило из владения царской семьи.
То есть Пушкин родственник Романовым. А все вместе они СУКИНЫ ДЕТИ.
И все это прекрасно видно на гербе рода Пушкиных. Диву даюсь, как пушкинисты не обратили на это внимание.
Рука с мечом взята с навершия шлема герба Кошкиных.
Верхняя часть щита Мышкинские фамилии.
Прусский орел от прабабушки - жены Абрама Петровича Ганнибала - Христина-Регина фон-Шеберг, которая тоже из Ольденбургского дома Голштейн-Готторпских-Романовых.
А сине-желтые цвета герба Пушкиных, это цвета Сукиных.
Я думаю, что читатели теперь поймут и аллегорию ученого кота, который ходит по цепи. Поэт просто сравнил Кошкиных (Пушек) с солнцем.
Ну еще бы! Чай в цари пробрались Романовы.
Кстати, родовое имение Сукиных именовалось Оредеж. Сейчас это О́редежское се́льское поселе́ние — муниципальное образование в составе Лужского муниципального района Ленинградской области России. Среди деревень этого поселения есть и Дубровка. Та самая, где разворачивается действие романа "Дубровский".
Есть там и деревенька, в которой жил генерал - отец девушки в которую влюблен был главный герой и предводитель разбойников. И этот генерал, один из моих непрямых предков - князь Кирилл Петрович Троекуров. А поместье, которое он отсудил у Дубровского именовалось Кистеневка - новое название Дубровки. Названа она так от кистеня - оружия разбойников с большой дороги, ведь именно в ее окрестностях и была база этой шайки.
Имение князя Верейского, будущее место жительства Маши Троекуровой, это имение называлось Арбатово, но оно не входило в Оредеж, а было в деревне Пантелеевичи. Верейский князь это не фамилия, а прозвище князя, чьи предки были выходцами из Вереи - Пиренеев. Маша Троекурова это жена двоюродного брата моего пращура. Этот человек был из окситанского рода де Лотрек.
В начале 1920-х годов в составе Бутковской волости Лужского уезда был образован Пантелеевский сельсовет с центром в деревне Пантелеевичи. В августе 1927 года Пантелеевский сельсовет вошёл в состав Оредежского района Ленинградской области.
По данным 1933 года центром Пантелеевского сельсовета являлся посёлок Оредеж.
29 марта 1957 года Пантелеевский сельсовет был переименован в Оредежский сельсовет. Так, что все описанное в романе истина. Я даже знаю, что стало с Дубровским и куда он пропал, когда распустил своих подельников. Он сел на пароход и уехал в Америку. Дубровские это род, который пошел от Сукиных, примерно в 18 веке.
Но это были уже не те Сукины.
Сукин сын Пушкин!