Домострой - книга написанная несколько веков назад и до сих пор будоражащая умы читателей.
Вы только представьте, в 15 - 16 веках была написана книга, предназначенная для всех тех, кто хотел быть добропорядочным христианином и в которой рассказано, как правильно бить жену! Это же просто вопиющая наглость! Беспредел! Ну в общем вы поняли - злобно трясём кулаком и выкрикиваем всяческую нецензурщину в отношении столь мерзкой книженции. Т. е. быть добропорядочным христианином = бить жену. Ну не ужас ли?
Именно так преподносит Домострой огромное количество людей.
Но так ли это на самом деле?
Вообще о Домострое в народе давно сложилось устойчивое мнение - это книга про то, как правильно строить... нет, не дом - женщин. Точнее даже так - Домострой это свод правил о том, как построить бабу. Возможно само слово "Домострой" вводит людей в заблуждение или же работает эффект постепенного искажения информации при вольном пересказе, однако в умах большинства Домострой ассоциируется с мужем тираном и вечно избитой женой.
Однако всё совсем не так.
На самом деле Домострой рассказывал своим современникам о том, как относиться к царю, к Богу, к князьям, к детям, к слугам, к мужьям и, да, к жёнам. Домострой - объёмная книга, в которой освещены самые различные аспекты жизни человека того времени. Именно поэтому, с исторической точки зрения, это бесценный труд.
К сожалению, огромную лепту в превращение Домостроя в пособие по избиению жён внесли писатели и писательницы, рассказывающие о жизни женщин того времени и об их угнетении.
Во многих статьях про угнетение женщин на Руси ссылаются именно на Домострой. Все подобные статьи пестрят красочными цитатами из этой книги, читая которые невозможно сдержать гнев и ужас - ведь в них чётко прописано как нужно бить жену.
Вот хочу я написать про то, как угнетали женщин на Руси и пишу примерно следующее: И был на Руси свод правил, можно сказать даже законов, в котором рассказывалось как нужно воспитывать жену свою. Так, бить жену допускалось лишь без свидетелей " то плетью постегать, по вине смотря, да не перед людьми, наедине поучить, приговаривать и попенять, и простить, но никогда не обижаться друг на друга". Конечно же, травмировать жену нельзя - ведь покалеченная жена не сможет выполнять своих обязанностей " и за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются". А вот как нужно бить свою жену, дабы научить её уму-разуму: "Плетью же, наказывая, осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово - если вина велика" - вот такие "добрые" советы, как "здорово" бить жену свою. И да, главное ведь чтобы люди не узнали, так что возьми за руки и секи плётками, да приговаривай слова утешительные "за ослушание же и нерадение,- рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: "А и обиды бы не было, а и люди бы о том не слыхали, а и жалобы бы о том не было"".
Ужас ужасный и кошмар кошмарный. И ведь складно всё - с цитатами даже.
Нет, не складно. Все эти цитаты действительно из Домостроя, но они не имеют никакого отношения к жёнам, чтобы это понять, достаточно прочесть весь абзац целиком:
"А слуг также, смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожалеть; госпоже же за слуг заступаться при разбирательстве, тогда и слугам спокойней. Но если слову жены или сына, или дочери слуга не внимает, наставление отвергает, не слушается и не боится их, и не делает того, чему муж, отец или мать его учат, то плетью постегать, по вине смотря, да не перед людьми, наедине поучить, приговаривать и попенять, и простить, но никогда не обижаться друг на друга. Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются. Плетью же, наказывая, осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово - если вина велика. За ослушание же и нерадение,- рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: "А и обиды бы не было, а и люди бы о том не слыхали, а и жалобы бы о том не было". Да никогда бы не были брань и побои и обида на ссору слуг или их наговор без должного дознания, и если были оскорбления, нехорошие речи или свои подозрения,- виновного наедине допросить по-хорошему: искренне покается, без всякого обмана - милостиво наказать, да простить, по вине смотря; но если в деле не виноват, оговорщиков уж не прощать, чтобы и впредь ссор не было. Да и судить по вине и по справедливому розыску; если же виновный не признается, не кается в грехе своем и в вине, тут уже наказание должно быть жестокое, чтоб ответил виновный за вину свою, а правый остался в правоте: всякому греху свое покаяние".
Да, здесь крайне непривычный слог, всё же переводчики хотели сохранить налёт старины, но суть написанного очевидна. Речь идёт не о жёнах, а о непокорных слугах.
Рассуждать о том, что слуг бить, вроде как, тоже не правильно - не вижу смысла, всё же мы сейчас говорим о другом. К тому же важно понимать, учитывая время, когда был написан Домострой, несмотря на весь ужас написанного - в нём звучал призыв быть к слугам мягче, а не наоборот.
Конечно же Домострой не про равноправие и не про свободы женщин. И да, женщина по Домострою полностью подчинена своему мужу. Это целиком и полностью патриархальная книга. Муж может и даже должен, наказывать свою жену, если она не выполняет своих обязанностей или же выполняет их плохо. И, конечно же, муж должен вразумлять и наставлять жену.
" За всем тем и за всем порядком жена бы следила да наставляла слуг и добром и лихом: не понимает слова - поколотить. А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы свою жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает - тогда уж пусть так все и делает, и уважить ее, да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того всего не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа - жить всегда в любви и в согласии".
Что понимается под "наказывать" здесь не сказано, но про побои нет ни слова.
Несомненно, угнетения женщин в Домострое более чем достаточно. Однако, учитывая отношение к женщинам в те времена - Домострой максимально гуманен к женскому полу. Более того, про уважение к женщине и её труду в Домострое больше чем про наказание и поучение. Про побои же здесь и вовсе ничего нет. Пожалуй, многие женщины того времени были бы рады жизни по правилам этой книги.
Скорее всего, тот кто впервые сослался на Домострой и привёл цитаты про то как правильно бить слуг, выдав их за то, как правильно бить жён, просто-напросто читал данную главу Домостроя бегло, перепрыгивая через целые предложения. Действительно, сначала идёт абзац про то, что нужно жён наказывать, а затем про то как нужно бить слуг. Невнимательное прочтение вполне закономерно приведёт к искажению информации.
Последующие же авторы статей просто-напросто переписывали друг за другом данное заблуждение.
Так и получилось, что из свода правил добропорядочного христианина, Домострой превратился в пособие тирана.