Найти тему

"Чайка"

фото с сайта театра
фото с сайта театра

Я научилась читать в 4 года, и дальше понеслось. Любимая игрушка - книга. Любимый предмет в школе, ясное дело, литература (или физкультура?)…

И вот что сейчас думаю, почти вся наша классическая литература - хрестоматия неврозов и пограничных состояний. А дети на этом воспитываются. Учатся понимать и объяснять мотивы этих сложносочиненных персонажей, да еще и с ремаркой про необъяснимую загадочную русскую душу.
Я вот уверена, что моя страсть к драматизму ровно оттуда. Ведь настоящая и сильная любовь не может быть тихой, без подвигов. Об этом не пишут книги. И просто заниматься своим делом тоже не героично ни фига, надо же мучительно искать себя, бороться с обществом (которое, разумеется, против) и непременно преодолевать сложности на этом пути. А иначе это и не жизнь, а обывательство.

На этом мой душевный эксгибиционизм заканчивается и начинается психологический театр Чехова в интерпретации любимого театра на Юго-Западе. Успела я на прошлой неделе в последние дни уходящего сезона посмотреть “Чайку”. В зале аншлаг. Настолько, что все ступеньки заняты, приставные заняты, и люди заходили на условиях смотреть стоя. 2 человека дышали мне в спину.

“Чайка”, как и все спектакли, в репертуаре театра - особый. Благо, пьеса позволяет разные прочтения и акценты. И Чайки редко бывают похожи. Это, безусловно, трагедия, наблюдать за которой и хочется, и тяжело. Хочется, благодаря потрясающей актерской игре. Не оторваться. Непросто, потому что с самого начала, не смотря на смешные эпизоды и даже комедийные ситуации в первом действии, в воздухе витает траур, каждый по-своему одинок и страдает.
С первых строк Антон Павлович нас как бы готовит.
Медведенко. Отчего вы всегда ходите в черном?
Маша. Это траур по моей жизни. Я несчастна.

Это драма, где все любят не тех и выбирают страдать. И только Аркадина любит себя. Но даже там нет гармонии и, как бы странно ни звучало, взаимности. Эгоистичная мать, эгоцентричная женщина, стареющая актриса, блестяще сыгранная Ивановой Ольгой. Она красивая, жесткая, жадная до внимания и ревнивая.

Алексей Матошин очень взаправду проживает своего персонажа Константина Треплева. Одинокого, непонятого, брошенного всеми двумя женщинами, которых он любил (мама и Нина). А меж тем он молод, и казалось бы, чего стреляться? Впрочем даже застрелиться с первого раза не удалось.

Нина Заречная, из-за которой собственно… Она любила одного, а потом другого. Карина Дымонт, в шкуре ее “Чайки” бесподобна. За 3 часа происходит метаморфоза: из наивной романтичной девочки она превращается в отчаявшуюся и потерявшую себя и ребенка женщину. Брошенную любовницу. И столько в ее финальном монологе жизни, боли, нездоровой любви.

Тригорин бесхарактерный, уставший, неуверенный немолодой человек. Я себе с трудом представляла Олега Леушина в такой роли. А меж тем ни разу львиное не вылезло в этом заячьем персонаже. И такая это пошлая история, про старого литератора, берущего в музы молодую провинциальную восхищенную душу. Но история так сыграна, что веришь в искренность, переживаешь влюбленность вместе с ними и так хочется, чтобы было не как обычно. Оправдываешь его и понимаешь, что на его месте так поступил бы многий.

Остальные актерские работы тоже сделаны на “браво”. Ты будто знаешь этих людей (персонажей), будто к ним в гости на дачу приехал. Настолько они сыграны жизненно и убедительно.
Сценография, традиционно по юго-западному, необычна. Нет там озера, нет там дома и почти ничего из декораций. Зато есть созданное пространство, в котором благодаря умелой режиссуре и фантазии зрителей появляются стены, интерьеры, пение птиц и природа оживает.

“Чайка” про вопросы, а не про ответы. Финал до мурашек. Зал не дышал. Та самая театральная пауза, где минутой молчания каждый похоронил что-то очень свое болезненное.

Катарсис. Занавес.

За приглашение благодарности MosCultura.
#театр #Театрнаюгозападе #Чайка #культурмультур #moscultura

-2