Далёкий 1992 год
Мой классный руководитель везёт нас, десятиклассников, летом на базу. Закончился учебный год, и мы поехали на три дня отдыхать. Сейчас, когда я уже сама трижды классный руководитель, понимаю, насколько отважная и смелая была моя классная мама.
Двадцать 17-летних подростков – это как тигры в клетке! Они должны знать, кто хозяин, и кого надо слушаться. Мы знали и слушались.
Три дня отдыха! Это для нас был отдых, причём круглосуточный, включая ночь. В семнадцать лет энергии хоть отбавляй, можно сутками не спать. Как она решилась на три бессонные ночи? Герой!
Хочешь кушать - приготовь сам
База была без каких-либо удобств, начиная от туалета, заканчивая отсутствием столовой. Жили мы по домикам-клетушкам, каждый домик должен был готовить на двадцать человек один приём пищи (или завтрак, или обед, или ужин). Естественно, что навыки приготовления у нас были нулевые. Думаю, что максимальный набор освоенных кулинарных рецептов: яичница, жареная картошка, вареные макароны. Прошла четверть века (как я люблю эту страшную формулировку!), я до сих пор помню, как мы с подружками пекли оладьи на завтрак, для двадцати одноклассников. Встали в шесть утра, замесили тесто, потом принялись за выпечку. Газовой плиты не было, была электрическая, одна алюминиевая сковородка и мы - полные энтузиазма, а домик-клетушка полный дыма! Несколько тазиков оладий. Трудовое воспитание в действии.
Далёкий 2003 год
Классный руководитель теперь я. Повезла я пятиклассников на экскурсию Кунгурскую пещеру смотреть. Две ночи мы должны были переночевать в гостинице. Утром, перед экскурсией, совершаю обход номеров, спрашиваю девочек почему они постель не заправили.
- А что её надо заправлять?
- Конечно надо. Ты же дома каждый день утром постель заправляешь?
- Нет. Дома постель заправляет мама. А когда мы ездили в Турцию, то там постель заправляла горничная.
Так я впервые поняла, что это поколение the next. Заправить постель – это труд, заправляет тот, кто получает за это деньги.
Близкий и родной 2019
Школа готовится принять областной конкурс «Учитель года-2019». По традиции перед приходом гостей наводим порядок, расписан график генеральных уборок. В кабинете несколько девятиклассников.
- Что надо сделать?
- Надо вымыть парты (ремарка: парты в хорошем состоянии, не изрисованы).
- А чем?
- Возьми губку и порошок.
Через какое-то время взгляд падает на девочку, которая вызвалась мыть парты. Она стоит в недоумении. Перед ней парта, губка, порошок, что дальше с этим набором делать она не знает. Девятый класс – это 14-15 лет. Я не поверила своим глазам. Тема родительского собрания родилась сама собой.
До двадцатого века всё детское воспитание было трудовым воспитанием.
Большинство населения страны – крестьяне, смотри, что отец с матерью делают и помогай им.
Советский период – государство рабочих и крестьян. Человек труда – герой нашего времени. Кто не работает, то не ест. Задай вопрос: «Кого из советских педагогов-новаторов знаешь?» Скорей всего получишь ответ: «Макаренко!» Он автор книги «Педагогическая поэма», в которой описывает опыт перевоспитания беспризорников трудом.
В Новейшее время, в нулевые годы, школу перевели в область сферы обслуживания. Да и не только школу, врачей туда же. Существует ли в современной школе трудовое воспитание? И нужно ли оно? Или всё-таки за нас работу будут делать роботы и элементарные трудовые навыки должны кануть в лету?
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска.