Найти тему

США против СССР: Воздушный бой 1944 года

Оглавление

Неразбериха и случайности на войне дело обыденное, но анализ событий ноября 1944 года не дает возможности толковать это как "случайность". Американцы и в те далекие годы считали европейский континент "своим" и твердо верили в то, что им дано право летать где угодно и делать что угодно.

"американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений", - заявил маршалу Г.К. Жукову командующий американскими ВВС К. Спаатс.

Отрабатывая приемы воздушного террора на югославских городах, американцы не забыли "прощупать" и советские аэродромы. Первый налет состоялся 7 ноября 1944 года.

Первая атака

Этот случай мало освещен в отечественной, да и мне думается, что и в западной историографии. Эта информация не секретна, но и педалировать эту тему не рекомендовалось. СССР, как ни странно, всегда стремился нормализовать отношения с США.

Одним из немногих источников являются мемуары военного летчика Н.А. Шмелева "С малых высот". В них он подробно описывает произошедшие события.

"Lockheed" P-38 "Lightning" ("Молния") Фото с сайта http://alternathistory.com
"Lockheed" P-38 "Lightning" ("Молния") Фото с сайта http://alternathistory.com

7 ноября 1944 года летчики 707-го штурмового полка, расположенного на аэродроме близ города Ниш, собрались отметить очередную годовщину Великого октябрьского переворота или революции - честно, путаюсь.

Застолье было прервано самым грубым образом: с высоты на аэродром начали пикировать неизвестные науке самолеты и сбрасывать на головы отдыхающих душой и телом летчиков бомбы. Советские летчики-истребители (прикрывавшие аэродром) не растерялись и сумели поднять в воздух дежурное звено. Впрочем, дадим слово очевидцу:

"Сперва незваных гостей приняли за немецкие «рамы» — так с 1941-го в наших ВВС называли «Фокке-Вульфы» FW-189. Это было странно: во-первых, «рама» была высотным разведчиком, не предназначенным для штурмовки аэродромов. Во-вторых, 40 (!) «Фокке-Вульфов» немцам просто неоткуда было взять. Впрочем, разбирательства решили отложить на потом. В воздух подняли дежурное звено из соседнего 866-го истребительного авиаполка. В первой же атаке удалось «завалить» двух чужаков. Постепенно взлетел весь полк, и в воздухе началась настоящая «собачья драка» — маневренный бой на малых высотах. Была сбита еще одна «рама», погиб и наш Як-3. Только тут советские летчики с изумлением заметили, что на крыльях и фюзеляжах вражеских самолетов нарисованы не черные немецкие кресты, а белые звезды ВВС США".

Изначально наши пилоты искренне считали, что произошло недоразумение. Во время боя некоторые из них опасно сближались с противником для демонстрации звезд на крыльях самолетов. Так или иначе американцев удалось прогнать.

Вторая атака

Случайность повторенная дважды - не случайность. Примерно через полчаса после вышеизложенных событий произошел новый налет. На этот раз массированному удару американцев подвергся штаб 6-го гвардейского стрелкового корпуса и аэродром 866-го истребительного полка.

Григорий Котов, погиб под Нишем 7 ноября 1944 года. Фото из открытых источников
Григорий Котов, погиб под Нишем 7 ноября 1944 года. Фото из открытых источников

Этот налет был также отражен. Результатом воздушных налетов американцев стали следующие потери советских войск:

  • Погиб командир 6-го гвардейского корпуса генерал-лейтенант Григорий Котов и более 30-ти солдат и офицеров;
  • уничтожено полтора десятка автомашин;
  • сбито два самолета Як-3.

Американцы потеряли 5 одноместных "Лайтнингов" и 2 бомбардировщика "Митчелл" с экипажем из 5 человек. 14 человек погибло, один был взят в "плен".

Дипломатические итоги

Американское командование извинилось перед советской стороной за этот "инцидент". Событие трактовалось американцами как "потеря курса". Вот только найденные в обломках одного из самолетов карты с обозначением аэродромов и штаба корпуса как целей не оставляли места для сомнений в целенаправленности воздушной атаки.

Советское руководство сделало вид, что поверило в случайность произошедшего, но... через специальные каналы довело до сведения американской стороны, что советские летчики больше не будут "демонстрировать звезды".

Впрочем, воздушные бои между американскими и советскими пилотами происходили и в дальнейшем. Принимали в них участие и такие асы как Колдунов и Кожедуб. Многие из участников воздушных боев с американцами в ходе Второй мировой войны встретятся с ними на другой войне - Корейской...

Рекомендую к прочтению:

P.S. Ставьте лайки и делитесь в соцсетях. Если эта тема интересна, то она может быть рассмотрена более детально. Пишите в комментариях, а ещё лучше - в группе Военная история.

Вы можете поддержать канал. Это позволит тратить больше времени на сбор информации и подготовку материала. Спасибо!