Если спросить школьника или студента, зачем он ходит в школу, то большинство ответит — для того, чтобы учиться (или хорошо учиться, или получить образование). И искренне будет считать такой ответ исчерпывающим. Другого ответа быть и не может, поскольку им никто и никогда не объяснял, как строится стратегическое планирование. Название громкое, но, если хорошо поразмыслить, то ничего в этом фантастического нет.
Я уверен, что большинство проблем проистекает из того, что школьники не совсем верно планируют свою жизнь (цели, задачи и пути их достижения). Можно сослаться на малый возраст, но в этом случае явно проступает потеря времени, а это совсем плохо!
Если на жизнь посмотреть, как на процесс движения к серьёзной цели, то почему к этому не подойти с позиций, принятых в большом бизнесе (например, подход к подобным решениям у больших консалтинговых компаний).
Упрощённая схема планирования достижения любой Цели может выглядеть так:
Цель – Задачи – Пути решения задач – Планы решений – Критерии успеха – Контроль.
Начнём с первого этапа – Цели.
Если в школе ставить перед собой простейшие цели, то качество приобретаемых Навыков и Знаний будет мизерным, а этого будет недостаточно для решения более серьёзных задач в будущем. Очевидно, потребуется дополнительное время на устранения этих недостатков. А это не что иное, как потеря эффективности (лишние ресурсы).
Какую цель может поставить перед собой ученик ещё в школе? Рассмотрим на примере типичных вариантов:
Цель 1 – «хорошо учиться» (наличие текущих хороших оценок и отсутствие головной боли у родителей из школы);
Цель 2 – «поступить в университет» (выборочно подготовится и удачно «проскочить» ЕГЭ);
Цель 3 – «создать прочный фундамент для взрослой жизни» (заложить основы того, что потребуется во взрослой жизни и освоить Знания и Навыки для этого в нужном объёме и в надлежащем качестве).
Некоторые размышления к этому:
1. Цель 1— самая простая. Требует минимальных усилий и закладывает фундамент на будущее.
2. Каждая следующая цель — это повторение предыдущей плюс ещё некоторые расширения и усложнения. Ц2 = Ц1+, а Ц3 = Ц2+ = Ц1++.
3. Задачи, Пути и всё остальное для каждой Цели существенно различаются как по объёму освоения и уровням трудности Знаний, так и по пользе в будущем для идущего к ней.
4. Чем выше сложность Цели, тем более точно и методично стоит соблюдать правила и порядок прохождения схемы достижения.
5. Чёткая формулировка Целей — это 50% их успешного достижения.
6. Вторая важная часть — точная формулировка «критериев успеха». Это ещё 30 % успеха!!!
7. Чем раньше это начать использовать (например, ещё в средней школе), тем большего в жизни можно добиться. Проверено.
Есть ещё много полезного и важного, но об этом стоит каждому подумать самому, а я позже выложу некоторые мои размышления по этим вопросам.
Выбирать придётся каждому, но не учитывать это просто глупо.
Само ничего не делается.
Автор: Михаил Вениаминович, 60 лет, руководитель канала "Хакнем Школа", г. Москва
•Предыдущая статья• — Кого можно считать Мудрецом?
Если вы нашли что-то ценное в этой статье, поставьте "лайк" и подпишитесь на канал «Хакнем Школа».