Найти в Дзене

Беломоро-Балтийский канал — история

Беломоро-Балтийский канал был торжественно открыт 2 августа 1933 года. Его рекордно быстрое по срокам строительство вошло в историю как первая полностью «лагерная» стройка – канал полностью построен силами заключенных ГУЛАГа. Первые идеи по соединению Белого моря с Онежским озером прорабатывались еще Петром I, однако так и не нашли практического воплощения. Следующую попытку предприняло царское правительство. Были разработаны несколько вариантов проектов, но и они так и остались на бумаге. Реализация многовековой идеи состоялась в XX веке, когда канал протяженностью 227 километров, содержащий сложные инженерные сооружения (только шлюзов – 19) построили за 20 месяцев. Все строительные работы производились руками политических заключенных ГУЛАГа. Общая численность узников, которые строили Беломорканале, по официальным данным, доходит до 126 тысяч. Люди работали в нечеловеческих условиях, в суровом северном климате, при этом бараки заключенных не имели никакого отопления, а дневной продов

Беломорско-Балтийский канал
Беломорско-Балтийский канал

Беломоро-Балтийский канал был торжественно открыт 2 августа 1933 года. Его рекордно быстрое по срокам строительство вошло в историю как первая полностью «лагерная» стройка – канал полностью построен силами заключенных ГУЛАГа.

Беломорско-Балтийский канал на карте
Беломорско-Балтийский канал на карте

Первые идеи по соединению Белого моря с Онежским озером прорабатывались еще Петром I, однако так и не нашли практического воплощения.

Следующую попытку предприняло царское правительство. Были разработаны несколько вариантов проектов, но и они так и остались на бумаге.

Реализация многовековой идеи состоялась в XX веке, когда канал протяженностью 227 километров, содержащий сложные инженерные сооружения (только шлюзов – 19) построили за 20 месяцев.

Строительство Беломорско-Балтийский канал
Строительство Беломорско-Балтийский канал

Все строительные работы производились руками политических заключенных ГУЛАГа. Общая численность узников, которые строили Беломорканале, по официальным данным, доходит до 126 тысяч. Люди работали в нечеловеческих условиях, в суровом северном климате, при этом бараки заключенных не имели никакого отопления, а дневной продовольственный паек состоял из 500 грамм хлеба и баланды из морских водорослей. При этом производительность труда была чрезвычайно высокая.

-4

В целом за 20 месяцев строительства Беломоро-Балтийского канала строители освоили земляные работы объемом 21 миллион кубометров, построили 37 километров искусственных путей, перенесли мешавшую строительству канала Мурманскую железную дорогу на новое место.

Беломорско-Балтийский канал. Строительство
Беломорско-Балтийский канал. Строительство
Потери среди узников, строивших канал были огромными. В 1931 году умерло 1438 заключенных, в 1932 году - 2010 заключенных, а в 1933-м – 8870 заключенных. После окончания стройки 12 484 заключенных амнистировали, для 59 516 были сокращены сроки заключения.

Глубина канала составляла 3,65 м, однако по нему практически сразу начали ходить крупнотоннажные суда, что привело к серьезному подмыву направляющих пал. Также серьезным разрушениям Беломоро-Балтийский канал подвергся в годы Великой Отечественной войны, поскольку являлся важным стратегическим объектом, связывавшим Белое море с Онежским озером, и поэтому подвергался частым бомбардировкам. А уцелевшие гидросооружения при отступлении взорвали наши войска.

Беломорско-Балтийский канал
Беломорско-Балтийский канал

После окончания Великой Отечественной войны начался новый этап истории Беломорканала – строительство, модернизация и восстановление всего, что пострадало во время войны. Восстановительные работы растянулись до 1957 года. За этот период отреставрировали пострадавшие и были построены многочисленные новые сооружения. Можно считать послевоенный период отдельным, вторым по счету, периодом строительства Беломорканала.

В 1964 году началась активная эксплуатация современного Волго-Балтийского водного пути. Объем перевозок многократно возрос и потребовалось срочное увеличение пропускной способности канала. Тогда в 70-х годах была провели комплексную реконструкцию Беломорканала, которые также считают отдельным этапом в истории его строительства.

Беломорско-Балтийский канал
Беломорско-Балтийский канал

Интенсивность потока судов через канал достигла своего максимума к 1986 году — более 62 тыс. шлюзований и свыше 7 млн т. грузов. Затем, в 90-е годы в связи с общим спадом производства использование канала снизилось.

Сегодня по каналу проходят как грузовые суда, так и круизные, поскольку через Беломорканал проходит красивейший туристический маршрут на Соловецкие острова, давая возможность путешественникам оценить это уникальное гидротехническое сооружение, памятник истории, людям, той суровой эпохе.

Популярные круизы на теплоходе по Беломорско-Балтийскому каналу из Москвы и Санкт-Петербурга, в навигации 2020 г, открытые к бронированию:
Северные пилигримы, 27/06/2020 — описание и цены
Архангельский край, 20/07/2020 — описание и цены
Архангельск — морские ворота Арктики — описание и цены

Больше круизов смотрите на сайте Круизного Флота «Русич» — flotrusich.ru